Переключил "Канали". Миллиардер Аркадий Ротенберг вышел из luxury–бизнеса

Автор фото: Михаил Метцель/ТАСС
Рынок люксовой одежды из–за кризиса резко просел, и Аркадий Ротенберг продал свою долю в монобрендовом бутике итальянского модного дома Canali.

Аркадий Ротенберг продал свою долю в ООО "Канали СПб". Продажи бутика Canali, в котором миллиардеру принадлежало 20%, падают уже не первый год.

Миллиардер Аркадий Ротенберг (занимает второе место в "Рейтинге миллиардеров ДП" с оценочным состоянием 294 млрд рублей) избавился от 20% долей в ООО "Канали СПб", которое владеет бутиком итальянского luxury–бренда Canali в "Гранд Отеле Европа". Долю выкупила сама компания "Канали СПб". В компании не объяснили, с чем это связано. В числе возможных причин — финансовые проблемы самой компании Canali (в 2016 году ее оборот упал на 10%), а также падение продаж в премиальном одежном сегменте, вызванное кризисом в России.
По оценке Discovery Research Group, в 2015 году российский рынок luxury–товаров сократился на 20%, в 2016–м — еще на 15% в натуральном выражении. Правда, из–за девальвации рубля в российской валюте оборот сегмента люксовой одежды вырос: со 162,3 млрд рублей в 2014 году до 195 млрд рублей в 2017–м. Однако в долларах он за тот же период просел более чем в 1,5 раза. Данные Y Consulting свидетельствуют: в наиболее экономически сложном 2015 году закрылось 32% премиальных мультибрендовых бутиков. И хотя в прошлом году рынок стабилизировался, но подняться до уровня докризисного 2013 года в ближайшее время он не сможет, признают эксперты.
Canali — семейный итальянский модный дом, основанный в 1934 году. Шьет и продает люксовую мужскую одежду. Большинство операций по изготовлению продукции производится вручную. Сейчас у Canali 1,8 тыс. сотрудников, 250 бутиков и 1 тыс. торговых точек в 100 странах мира.
Компанию "Канали СПб" в 2005 году основали братья Аркадий и Борис Ротенберги (у них было по 20 и 10% долей соответственно), "король госзаказа" владелец ООО "Трубные инновационные технологии" Иван Шабалов (10%) и фирма "Калигула классик" Ивана Федорова (50%). "Канали СПб" открыла монобрендовый магазин Canali в "Гранд Отеле Европа".
Ранее, в 2002 году, фирма "Калигула" Ивана Федорова открыла бутик Canali на Невском проспекте, 16. В 2007–м он прекратил работу, учредители тогда объясняли закрытие резким повышением арендной платы за помещение.
В 2016 году Борис Ротенберг продал свою долю в "Канали СПб". Его брат Аркадий, судя по данным ЕГРЮЛ, избавился от своего пакета в конце 2017–го. Теперь капитал фирмы поровну распределен между "Калигула классик" и "Канали СПб".
Магазин в "Европе" продолжает работать. Но представители Canali в России в последние годы не раз сетовали на падение продаж. Так, в 2015 году компания на 20% сократила закупки одежды для реализации через торговые точки в России.
На родине бренда, в Италии, дела у компании тоже идут неважно. В 2016 году оборот всех предприятий группы Canali упал на 9,7%, до 216,1 млн евро в год, а чистая прибыль сократилась на 76,4%, до 1,6 млн евро. По данным европейских СМИ, в октябре 2017 года компания закрыла одну из семи своих фабрик в Италии и сократила около 10% персонала.

Люксовый сегмент в кризисе

Кризис в России обрушил сегмент люксовой одежды, который всегда сдержанно реагировал на экономические перипетии.
В 2015–2016 годах ретейлеры массово закрывали магазины, иностранные модные дома сокращали свое присутствие в РФ. Так, 2 года назад развалилась Machiavelli Luxury Group Дениса Соколова — крупнейшая в Петербурге сеть мультибрендовых бутиков, где продавалась одежда дорогих итальянских марок: Ermenegildo Zegna, Brioni, Kiton, Canali, Santoni. У Machiavelli было пять мультибрендовых магазинов одежды, а также интернет–магазины Ilovesale.ru и Boutique.ru. В 2014 году компания говорила о планах по развитию сети. Но уже в 2015–м закрыла все бутики, а в 2016–м — и онлайновые магазины.
В 2015 году компания Babochka семьи Бойгара Авсаджанашвили (эксклюзивный продавец Armani в Петербурге) закрыла бутик Armani на Невском проспекте, 44.
Экономическая нестабильность вынудила обеспеченных потребителей более взвешенно подходить к шопингу, они стали совершать меньше импульсивных покупок, говорят эксперты. По данным опроса Ipsos Comcon, почти треть обеспеченных россиян в кризис переключилась на одежду менее дорогих марок. Директор Ipsos Comcon по работе с клиентами Татьяна Герасименко говорит, что в 2017–м опрос Ipsos Comcon зафиксировал рост числа покупателей вещей luxury на 5%. А число тех, кто затаривается одеждой за рубежом, увеличилось с 55% в 2016 году до 61% в 2017–м.
Однако специалисты Института стратегического анализа ФБК не ждут существенного роста в люксовом сегменте. "К докризисному уровню мы вернемся не скоро. Даже богатые покупатели ведут себя осторожно", — считает директор института Игорь Николаев.