Перевозчики из Петербурга и Ленобласти нагрузили Владимира Путина коррупцией

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

Грузоперевозчики решили использовать последнюю надежду в борьбе с перевесами на дорогах — сообщили президенту РФ Владимиру Путину о коррупции в транспортном секторе Петербурга и Ленобласти.

Ассоциация "Грузавтотранс", возглавляемая Владимиром Матягиным, направила президенту РФ Владимиру Путину письмо, где подробно описываются коррупционные безобразия, творящиеся в Петербурге и Ленобласти. В частности, в письме говорится о "системе абонементов", которая позволяет грузоперевозчикам возить песок и щебень с перевесом, избегая контрольных взвешиваний. "ДП" неоднократно писал об этой системе. Со слов перевозчиков, "абонемент", позволяющий возить грузы с перевесом, стоит 25 тыс. рублей в месяц с грузовика. В годовом исчислении, по оценкам участников рынка, сумма превышает 12 млрд рублей.
Кроме этого, "Грузавтотранс" пишет президенту о том, что грузоотправители избегают ответственности при погрузке автомобилей. "Большое значение в сложившейся на рынке ситуации имеет позиция грузоотправителей — карьеров Ленинградской области, так как именно карьеры зачастую навязывают транспортным компаниям условия работы на рынке, нарушая нормы погрузки, — говорится в письме Путину. — В случае отказа грузоперевозчиков возить с нарушением законодательства им поступают угрозы от карьеров по разрыву договорных отношений".
Привлечь карьеры к ответственности очень сложно из-за непрозрачного документооборота, отмечают грузоперевозчики. По их словам, реальный грузоотправитель не указывается в документах, вместо него вписывают заказчика или перевозчика.
Вся эта ситуация в очередной раз обострилась в конце прошлого года. Как писал "ДП", с 25 октября инспекторы ГИБДД и регионального Ространснадзора открыли сезон охоты на перевозчиков, с перевесом возящих песок и щебень с областных карьеров на городские стройки. Штрафы, которые получали компании, исчисляются миллионами рублей и способны обанкротить небольшую компанию, обладающую тремя-пятью самосвалами. Но крупные перевозчики (в парке которых десятки грузовиков) продолжали возить с перевесом и платить штрафы.
Небольшие перевозчики, осознав риск потери бизнеса, решили объединяться и бороться с перевесами. Многим собеседникам "ДП" тогда казалось, что нарушениям закона на дорогах будет положен конец. Но получилось все совсем наоборот: дорожная полиция Петербурга и Ленобласти устранилась от весового контроля. "Принято решение оптимизировать работу инспекторского состава дорожно-патрульной службы путем исключения задач по контролю за соблюдением весовых параметров транспортных средств при перевозке грузов", — говорится в ответе управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти на просьбу "Грузавтотранса" усилить контроль за весовыми параметрами.
Кроме ГИБДД грузоперевозчики обращались в правительство Ленобласти, в прокуратуру, в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции, приводя конкретные примеры коррупции, но отовсюду получены отписки. "Впечатление, что государственные структуры просто закрывают глаза на поднятые проблемы. В тот момент, когда сообщество грузоперевозчиков стало наконец-то объединяться в целях соблюдения законодательства, данная инициатива не нашла поддержки в региональном правительстве, — говорится в обращении к президенту. — После частичной нормализации ситуации в ноябре — середине декабря 2017 года рынок опять начал возвращаться к исходной точке".
Цены на перевозку песка и щебня в январе вернулись к прежнему уровню — 3,5-3,8 рубля за 1 м3 с каждого километра пути. Впрочем, перевозчики отмечают, что есть и позитивные моменты, например, компания "Идж Ичташ Иншаат Санайи Ве Тиджарет Аноним Ширкети", строящая трассу М11, начала заключать договоры на перевозку сыпучих грузов, требуя от перевозчиков обязательного соблюдения закона. При этом тарифы на перевозку выше среднерыночных — от 5 рублей за 1 м3 с километра, что делает рентабельным соблюдение закона. Но таких примеров мало, отмечают участники рынка, соблюдают закон пока только подрядчики крупных инфраструктурных проектов с государственным участием.
"Все идет к концентрации рынка, останется три-четыре крупных перевозчика, а весь малый и средний бизнес распродаст машины и разбежится. Только говорят, что малый и средний бизнес поддерживается государством, а на самом деле он не нужен государству, ведь с него нельзя собрать денег", — резюмирует гендиректор Объединенной бетонной компании Виталий Прокуроров.