ЕАБР собирается выделить 4,7 млрд рублей АО "НПК "Звезда" на первое в РФ серийное производство современных дизельных двигателей

Автор фото: Епихин Андрей/TASS, Ермохин Сергей
Андрей Бельянинов (слева) и Павел Плавник.

ЕАБР готов выделить 4,7 млрд рублей АО "НПК "Звезда" Павла Плавника на организацию первого в РФ серийного производства современных высокооборотных дизельных двигателей. Основным потребителем станет БелАЗ.

Евразийский банк развития (ЕАБР, возглавляет Андрей Бельянинов) готов выделить 4,7 млрд рублей на создание серийного производства современных высокооборотных дизельных двигателей, разработанных петербургским ПАО "Звезда" по заказу Минпромторга РФ. "На следующей неделе подпишем соглашение со "Звездой" и Белорусским автомобильным заводом (БелАЗом), который станет основным потребителем двигателей. Планировали подписание на инвестфоруме в Сочи, но руководство БелАЗа не сможет приехать, поэтому перенесли", — сообщил "ДП" руководитель петербургского филиала ЕАБР Александр Волков. По его словам, срок кредита достигнет 10 лет, а ставка будет ниже, чем у коммерческих банков.
Серийное производство мощностью 700–1200 новых двигателей М–150 ("Пульсар") в год будет налажено в течение 2 лет, полагает Павел Плавник, глава и совладелец АО "НПК "Звезда" (предприятие специализируется на производстве высокооборотных дизельных двигателей для судостроения, дизель–генераторов). Предприятие получило рекордный госзаказ на ремонт и выпуск новых силовых агрегатов для кораблей на 2018 год, выручка завода достигнет 3 млрд рублей. А запуск в производство М–150 позволит "Звезде" увеличить оборот на 15 млрд рублей в год. "Мы не будем строить новые цеха, как планировали изначально, а только дооснастим существующее производство новым оборудованием, построим испытательные стенды. Одновременно с этим будем проводить полевые испытания двигателей на автомобилях, маневровых тепловозах", — объясняет Плавник.
Первоначально проект предполагал высокий уровень локализации производства в Петербурге: собственное чугунное литье, топливная аппаратура, поршни, гильзы. Однако невысокие объемы производства двигателей лишали экономической целесообразности инвестиции в производство комплектующих. И для снижения себестоимости "Звезда" решила отказаться от избыточной локализации, отдав предпочтение международной кооперации, что позволило почти вдвое снизить стоимость проекта — до 4,7 млрд рублей.
Некоторые компоненты будут производиться на территории Евразийского экономического пространства, благодаря чему этот проект и привлек внимание ЕАБР, учрежденного в 2006 году Россией и Казахстаном для содействия развитию экономики государств–участников и расширению взаимных торгово–экономических связей (позже в число акционеров банка вошли Белоруссия, Киргизия, Таджикистан и Армения).
Так, литье для новых двигателей предполагается закупать у предприятий белорусского двигателестроительного холдинга "Минский моторный завод". Некоторые компоненты планируется приобретать в странах дальнего зарубежья: коленвалы — в Индии, топливную аппаратуру — в Германии.
Кооперация с ведущими производителями мира и стран СНГ, по мнению Павла Плавника, обеспечит высокое качество и конкурентоспособную цену. С БелАЗом — одним из крупнейших в мире и единственным в СНГ производителем карьерной техники — "Звезда" уже подписала соглашение о сотрудничестве. Белорусское предприятие готово брать 200–300 петербургских двигателей вместо силовых агрегатов американской Cummins Inc. или германской MTU.

Чемпион отрасли

"Пульсар", разработанный совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL List GmbH при содействии мирового лидера дизелестроения финской Wartsila Oyj, по словам Павла Плавника, не уступает иностранным аналогам и имеет достаточно высокий экспортный потенциал. В частности, двигатель может работать как на дизельном топливе, так и на газе.
В разработку новых высокооборотных дизельных двигателей в мощностном диапазоне 400–1700 кВт, создание опытных образцов, которые были продемонстрированы президенту РФ Владимиру Путину еще в 2014 году, компания вложила свыше 2 млрд рублей. Из них 737 млн выделено из бюджета РФ по федеральной программе Минпромторга "Национальная технологическая база" (подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011–2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения").
Предполагалось, что в результате реализации этой программы доля продукции российского дизелестроения на внутреннем рынке в общем объеме потребления этого вида продукции достигнет 100%. Но цели не удалось достичь, так как бюджет выделил средства на НИОКР, однако затем возникли сложности с запуском проектов в серийное производство из–за отсутствия финансирования. Предполагалось, например, что "Звезде" деньги выделит Внешэкономбанк. Но из–за обострения внешнеполитической ситуации и последовавших экономических проблем — девальвации рубля, роста процентных ставок — финансирование проекта остановили. Кроме того, предоставляемый "Звездой" залог не удовлетворил запросы банкиров. Кредиторы рассчитывали получить в качестве залога результаты интеллектуальной деятельности (РИД). "Звезда" передала всю конструкторскую документацию Минпромторгу, а ведомство тогда не поставило РИД себе на баланс.

Сделай сам

В связи с этим "Звезда" в мае 2017 года получила решение Роспатента о выдаче патентов на полезные модели дизельных двигателей "Пульсар" (защищают технические решения, связанные с производством нового двигателя, его доработкой). Теперь предприятие может использовать эти патенты в качестве залогового имущества.
В конце прошлого года "Звезда" создала совместное предприятие (СП) с ООО "Уральский дизель–моторный завод" (УДМЗ), входящим в АО "Синара — транспортные машины" — это "дочка" группы "Синара" Дмитрия Пумпянского (64–е место среди 200 богатейших бизнесменов России в 2017 году, состояние — $1,4 млрд).
СП создано в расчете на поддержку Минпромторга. Так, глава ведомства ранее заявлял, что государство готово поддерживать производство, но не отдельные заводы, а конгломераты, чемпионов отрасли.
Теперь в планах компании заключить с Минпромторгом и Смольным специальный инвестиционный контракт. Он даст не только налоговые льготы, но и преференции при продвижении продукции в госзакупках, а также позволит "Звезде" рассчитывать на включение ее изделий в межотраслевые федеральные программы.
"Это очень важный системообразующий проект для города. Мы окажем ему всемерную поддержку. Первое в России производство современных высокооборотных дизельных двигателей потянет за собой организацию производства комплектующих в городе и может стать основой для развития нового двигателестроительного кластера в Петербурге", — отмечает Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга.
Потребность в дизель–генераторах есть всегда: как альтернативными источниками энергии ими оснащаются все социальные объекты. Качественные генераторы в России сегодня производит только Ярославский моторный завод. Остальные собирают из китайских комплектующих. Качество наших генераторов уже сопоставимо с китайскими и турецкими, но вот в сравнении с продукцией из Европы и США они пока проигрывают. И в смысле сборки (как говорится, "после сборки обработать напильником"), и по прожорливости: российские агрегаты потребляют на 15–20% больше топлива.
Анатолий Архипов
исполнительный директор компании "РПС" (поставщик энергогенерирующего оборудования)
Из–за санкций крупнейшие предприятия ОПК (а также связанные с ними) остались отрезанными от поставок импортных силовых агрегатов. Высокооборотные двигатели М–150 и ДМ–185, которые будет производить СП "Звезды" и "Синары", применимы практически во всех сферах производства, а спрос на российские агрегаты существенно выше предложения. Если у них будет приемлемая цена, то до 25–30% продаж сможет обеспечить розница. В этих условиях срок окупаемости инвестиций может составить 3–3,5 года.
Дмитрий Жарский
директор экспертной группы VETA
Преимущества российских дизель–генераторов в их дешевизне, а также в том, что у них нет проблем с обеспечением запчастями. Все российские сельхозпредприятия работают на старых советских дизелях. Они часто выходят из строя и простаивают. Проблема в отсутствии в России новых технологий: наши производители используют технологии еще советских времен. Отсюда низкая экологичность генераторов, высокий расход топлива, небольшой ресурс. Впрочем, отечественные установки по качеству лучше китайских аналогов, которые вообще, можно сказать, одноразовые.
Евгений Щербаков
представитель компании "Скания сервис"