В офисе компании миллиардера Хильченко и в квартире его сына прошли обыски

Автор фото: Ермохин Сергей
Обыск в здании холдинга "Созвездие Водолея".

Следственная группа из Кировска нагрянула с обыском в офис холдинга "Созвездие Водолея" на Панфилова в поисках улик по делу о нарушении экологического законодательства. Компании миллиарда вменяется нанесение экологического ущерба кировской экологии на сумму более 29 млн рублей. Также следователи обыскали и квартиру Хильченко-младшего. На месте обыска находился наш репортер.

Вчера, 13 февраля, в 9:10 утра на ул. Панфилова напротив офиса холдинговой компании "Созвездие Водолея", принадлежащей Владимиру Хильченко, появился темно-синий фургон с надписью "Следственный комитет Российской Федерации". Сотрудники, трудящиеся в холдинге обладателя 149-го места в Рейтинге миллиардеров "ДП", напряглись: в прошлый раз после приезда такой машины в офис нагрянул ОМОН.
Уже через 20 минут следователи из Ленобласти вошли внутрь и принялись за обыск. К моменту приезда корреспондента "ДП" они успели вынести в приемную компании "Грюнбург", входящей в "Созвездие Водолея", несколько коробок, содержимое которых изучал единственный из сотрудников правоохранительных органов, одетый в форму старший лейтенант юстиции Иван Жуков. Кроме него в комнате был еще один член следственной бригады, но в гражданском, а также новый директор компании "Грюнбург" Станислав Гринченко, сосредоточенно читающий постановление о производстве обыска в помещении. Из комнаты в комнату переходил кудрявый сотрудник "Грюнбурга", который выглядел довольно испуганно.
В прилегающих к приемной комнатах слышался какой-то шум, но выяснить, что там происходит, корреспонденту "ДП" не удалось. После первого, очень тихо заданного вопроса директору компании о причинах происходящего сотрудник в штатском безапелляционно заявил корреспонденту: "Идут следственные действия, посторонним здесь не место. Сейчас телефон у вас изыму".
Дверь в приемную зачем-то закрыли на ключ и закрывали каждый раз, когда кто-то входил или выходил. Как правило туда-сюда ходили две сотрудницы холдинга, постоянно принося какие-то новые бумаги. За дверью было довольно тихо. Из приемной всего один раз отчетливо донеслась фраза Гринченко, адресованная уходящей в спину сотруднице холдинга: "Екатерина Романовна, вы там пароль найдите, они просят доступ. Надо дать, нам скрывать нечего".
Через 2 часа после начала обыска время на общение нашел руководитель департамента юридического сопровождения текущей деятельности холдинга Алексей Бас. Он рассказал, что следователи пришли с обыском в рамках уголовного дела, возбужденного 19 января 2018 года. По версии следствия, неустановленные лица из ООО "Грюнбург" нарушили часть 2 статьи 247 УК РФ "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов" и в течение 4 лет незаконно завозили и размещали мусорные отходы на территории Кировского муниципального района.
Следствие ссылается на экспертизу от ООО "ТехноТерра", которая выявила нарушения правил эксплуатации объекта, приводящие к негативному воздействию на окружающую среду. Сумма ущерба — более 29 млн рублей.
Бас рассказал, что земельный участок, на котором якобы незаконно хранился мусор, уже становился предметом разбирательств. В конце 2014 года компания взяла в аренду 9 га земли в Кировском районе. По условиям договора на этом участке "Грюнбург" должен был построить здания для сортировки мусора к 2019 году. Однако в 2017 году кировский комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) решил расторгнуть этот договор. Компания отказалась сделать это в добровольном порядке, и чиновники пошли в суд. На следующий день после первого заседания по этому делу в офис "Созведия Водолея" пришла полиция и ОМОН, которые изъяли целый массив документов.
Также Бас добавил, что за день до обысков на земельном участке под Кировском видели сотрудников правоохранительных органов в компании журналистов телеканала "Россия".
Примерно через 4 часа после начала обысков из приемной "Грюнбурга" стали доноситься звуки взлома. Как выяснится позже, следователи ломали сейф в кабинете прежнего генерального директора компании Германа Хильченко — сына миллиардера. Им потребовалось на это около получаса.
Примерно в это же время один из сотрудников компании сказал, что параллельно происходит взлом квартир Хильченко и часть сотрудников, в том числе и Бас, уехали туда. К 15:30 следователи начали выносить изъятые у компании вещи, нагрузив поклажей и двух понятых. Около 10 коробок и четыре компьютера вынесли в две ходки, попутно пытаясь запретить фотокорреспонденту "ДП" снимать происходящее. В ответ на просьбу прокомментировать происходящее сотрудник в штатском со странной улыбкой ответил: "Вам в пресс-службу".
В кабинетах после ухода следователей остался бардак: часть вещей так и осталась лежать на полу в приемной, шкафы в кабинетах оставили открытыми, а на столе у генерального директора бросили раскуроченный сейф.
"Обыск проходил по-деловому. Изымали те документы, которые не изъяли в ходе осеннего обыска. Вели они себя вполне корректно. 247-я статья УК муссируется всеми, кому не попадя, а все эти действия в наш адрес предпринимаются для того, чтобы закрыть наш бизнес. Никаких обвинений в нарушениях мы не признаем", — рассказал директор компании "Грюнбург" Станислав Гринченко.
Уже позже, по телефону, Алексей Бас добавил, что следователи не выдали реестр забранных вещей по просьбе директора, чем нарушили процессуальное законодательство, и пообещал обратиться по этому поводу в суд. Также он сообщил, что с нарушениями была вскрыта квартира Германа Хильченко: следователь Ирина Бабурина на сломанные двери просто наклеила специальный скотч, оставив свободную возможность любому желающему проникнуть в квартиру.
Владимир Хильченко в момент обыска находился за границей, откуда ответил по мобильному телефону. "Претензии следствия настолько абсурдные, что даже сложно на них отвечать, — прокомментировал он. — О каком ущербе окружающей среде может идти речь, если мы 4 года находились на свалке, существовавшей там стихийно с середины ХХ века? Мы ее в порядок приводили. И что там мог найти эксперт, который свою экспертизу проводил без нашего ведома, ума не приложу. Ни результатов экспертизы, ни других материалов уголовного дела нам не показывают. Ну ничего, все действия следствия, за которыми мы склонны видеть твердую руку вице-губернатора Ленобласти Бурлакова, имеющего прямые интересы в мусорном бизнесе, будут обжаловаться в порядке надзора и суда".
По словам бизнесмена, 247-я статья УК касается трех типов веществ: радиоактивных, бактериологических и химических. Все, что связано с их хранением, транспортировкой и так далее — нанесшее ущерб окружающей среде. "ТБО не является ни одним из этих видов отходов. В противном случае, например, птицефабрика "Синявинская", которая находится рядом, производя куриный помет, является таким же потенциальным фигурантом уголовного дела: потому что помет содержит бактерии, и точно "отличается от фоновых показателей", как заключил эксперт на нашей свалке. И это, следуя логике следствия, можно признать бактериологическим отходом. И свиноферма, и даже любой приусадебный участок — все они потенциальные фигуранты уголовных дел, — продолжает он. — А, открыв уголовное дело, прекрасно можно проводить обыски, входить в жилища, изымать сувениры и женские украшения, которые нажиты, так сказать, преступным путем. Президент говорит: хватит возбуждать уголовные дела там, где максимум гражданский спор. А они, как специально наперекор ему, делают ровно наоборот".