Олимпийская участь: заслуженный тренер России Михаил Рахлин о политических конфликтах в спорте и примерах их преодоления

Из-за разбирательств с МОК 47 российских спортсменов оказались за бортом стартовавшей в Пхенчхане зимней Олимпиады, а остальные члены сборной – участниками без страны.

Михаил Рахлин , заслуженный тренер России, президент Санкт-Петербургской региональной общественной организации Клуб дзюдо «Турбостроитель» :
Я общаюсь с большим количеством атлетов и тренеров — петербургских, российских — и знаю, что, как только против нашего государства была развернута откровенно враждебная кампания, многие из них были настроены бойкотировать нынешние Игры. Рад, что в современном мире такие надличностные понятия, как честь флага, честь страны, уважение к своей Родине, гражданская позиция, солидарность, по-прежнему значат для наших людей больше, чем узкоспортивные и, если уж откровенно, корыстные интересы. А МОК и WADA за последние несколько лет сильно себя дискредитировали, ударившись в политику и откровенную русофобию. Не то что участвовать — стоять рядом с их чиновниками не хочется.
В нынешнем контексте вспомнилась одна история. Думаю, большинство знают, читали о политическом скандале вокруг московской Олимпиады-80, когда США вместе со своими странами-сателлитами и союзниками ее бойкотировали. Одним из атлетов, вынужденно пропустивших те Игры, был известный японский дзюдоист чемпион Ясухиро Ямасита. Кстати, судьба порой ведет нас к цели длинными путями. Свое олимпийское золото он все-таки взял, но 4 года спустя. А тогда, в 1980 году, кроме Ямаситы на Олимпиаду в Москву не поехали еще пять его коллег по команде — действующих неоднократных чемпионов мира, потенциальных претендентов на золотые медали: Юсико Мориваки, Катзухико Касивазаки, Созо Фуджи, Кийото Катсуки, Тсукио Кавахара. Сегодня все они — признанные мастера дзюдо, уважаемые в Японии люди.    
По стечению обстоятельств вместе с японскими атлетами «олимпийскую» драму переживал и мой отец, заслуженный тренер по дзюдо Анатолий Рахлин. По решению вышестоящих руководителей его воспитанник Евгений Ефремов был исключен из сборной СССР, так как не пожелал формально перейти под начало другого тренера и остался верен своему наставнику. Эта история о нереализованных планах, несбывшихся мечтах моему отцу, вероятно, не давала покоя. В 2008 году он, будучи вице-президентом Федерации дзюдо России, пригласил в Москву всех шестерых японских атлетов, о которых сказано выше. Все они приехали. Приехали не просто как гости или туристы, а прежде всего как мастера дзюдо. Они побывали на тех спортивных объектах, где 28 лет назад проходил несостоявшийся для них олимпийский турнир. А затем, надев кимоно, провели мастер-классы для молодых российских спортсменов и тренеров. Встретились они и со своими возможными тогда, в августе 1980 года, соперниками из сборной команды СССР: олимпийским чемпионом Николаем Солодухиным и бронзовым медалистом московской Олимпиады Арамбием Емижем.
Правда, история сотрудничества Анатолия Рахлина с японской стороной началась еще в 1990-е годы, а знакомство с Ясухиро Ямаситой, ныне президентом Всеяпонской федерации дзюдо и проректором университета Токаи, — в 2000-м. Тогда заслуженный тренер России Анатолий Рахлин сопровождал Владимира Путина во время официального визита президента России в Японию. Мой отец считал японского тяжеловеса эталоном борца дзюдо. Как показало время, симпатия была взаимной. Оказалось, что у японского борца и русского тренера абсолютно одинаковые взгляды на жизнь, спорт и развитие мирового дзюдо.
Но вернемся к нынешней Олимпиаде. Как известно, большое видится на расстоянии и рано или поздно все возвращается на круги своя. Жаль, что сегодня МОК повторяет старые ошибки, не усвоив тот урок 38-летней давности. Но, слава богу, среди нас есть такие люди, как мой отец и господин Ямасита, которые не боятся надеть кимоно, выйти на татами и пожать друг другу руки. Надеюсь, в международных спортивных организациях появятся когда-нибудь подобные сильные личности, и справедливость рано или поздно восторжествует. Пока же для всех очевидно: в сложившейся ситуации олимпийские соревнования полноценными не будут. Так пусть наши недоброжелатели играются в своей песочнице без нас. Время расставит все на свои места!