Сеть "Дом Лаверна" закроет все магазины в Петербурге до мая 2018 года

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

"Дом Лаверна" до мая закроет все магазины в Петербурге. Причиной решения стала низкая маржинальность бизнеса: импортные товары дорожают, а покупатели беднеют.

Одна из старейших петербургских сетей по продаже товаров для дома и интерьера "Дом Лаверна" до 1 мая закроет все магазины, сообщила "ДП" генеральный директор ООО "ДЛ–Декор" (управляет сетью "Дом Лаверна") Тереза Устимова. За это время компания намерена решить все рабочие вопросы и выполнить оставшиеся финансовые обязательства. По ее словам, дальнейшие проекты на этом рынке собственники не планируют. "Низкая маржинальность данного бизнеса в целом не делает его привлекательным для дальнейших вложений", — говорит она.

Недолгое наследие

Сеть магазинов под брендом "Дом Лаверна" в 1992 году основал петербургский предприниматель Александр Кац. В 2011 году ООО "Лаверна", которое тогда управляло сетью, начало банкротиться. Его долги перед партнерами достигали 4 млрд рублей.
Как объяснял тогда источник, знакомый с ситуацией, "Лаверну" подкосил второй проект Александра Каца — сеть "Санта Хаус". В 2008 году проект забуксовал, к 2010 году все 20 гипермаркетов "Санта Хаус" были закрыты. В итоге оптовое подразделение "Лаверны" (приносило 85% выручки) прекратило работу, а розничную сеть взяло под управление ООО "Первый дом". Эта компания в 2014 году продала товарный знак юрлицу "ДЛ–Декор", которое до последнего времени и управляло сетью. ООО "ДЛ–Декор", по СПАРК, принадлежит выходцам из команды Александра Каца: Елене Солнцевой (10%), Алексею Пашкову (10%) и Екатерине Станкевич (4%). Остальная часть компании числится на кипрском офшоре "Прогрессив маркетинг".
По словам Терезы Устимовой, за кипрским офшором стоит петербургский бизнесмен, имя которого она не может назвать. Александр Кац не имеет отношения к компании, заверила она.

Подкосил кризис

Еще в 2016 году сеть "Дом Лаверна" насчитывала восемь магазинов. От магазина в ТК "Ривер–Хаус" компания отказалась в конце 2016 года. Недавно ретейлер закрыл еще три объекта: 25 декабря — на Дальневосточном пр., 14, и Балканской пл., 5, а 9 февраля — в ТК "Интерио" на Богатырском пр. В компании GC Development (управляет ТК "Гранд–Каньон) говорят, что магазин "Дом Лаверна" в "Гранд–Каньоне" закроется до 15 марта. "Сейчас мы выбираем нового арендатора из листа ожидания", — пояснил "ДП" представитель торгового центра.
В самой компании "Дом Лаверна" причиной решения назвали кризис. Как объяснила Тереза Устимова, на финансовые показатели сети повлияли снижение покупательского спроса, платежеспособности населения, переориентация клиентов в DIY–сегмент и высокая волатильность рынка. По словам Терезы Устимовой, 95% ассортимента сети — это импортные товары, которые очень подорожали из–за разницы курсов, поэтому маржа компании за последние 3 года снизилась.
По данным СПАРК, оборот компании в 2016 году составил 737 млн рублей, а чистая прибыль — всего 2 млн рублей. Тереза Устинова подчеркивает, что компания гарантирует полное исполнение всех обязательств, корректное завершение всех расчетов. По данным Арбитражного суда, к компании нет исков от поставщиков или подрядчиков.

Нет развития — нет жизни

Помимо кризиса и падения рубля на работу "Дом Лаверна" повлияла и растущая конкуренция. Ретейлер работает на петербургском рынке давно, но только в последние несколько лет ему пришлось столкнуться с высокой активностью DIY–сетей.
"На рынок вышла сеть "Леруа Мерлен", активно развивается "Максидом", — объясняет гендиректор INFOLine Иван Федяков. — "Дом Лаверна", которому тоже нужно было развиваться, не стал этого делать — не освоил другой формат, не стал открываться в собственных помещениях".
"Рынок стройматериалов снижается не первый год подряд. С него постепенно уходят старые игроки, которые не хотят меняться", — говорит представитель СТД "Петрович".
С ним согласны и другие участники рынка. "У сети "Дом Лаверна" был гигантский запас прочности по лояльности покупателей. Только сменилось поколение покупателей — жителей города, — говорит Андрей Арсеньев, директор по развитию сети "Обойкин". — Небольшой выбор, отсутствие цен в каталоге товаров на сайте. Эти и другие ошибки привели к тому, что в результате покупатель ушел".
Объем рынка товаров для дома и ремонта в Петербурге и области по итогам 2016 года сократился на 9,5%, до 90 млрд рублей, по данным агентства "INFOLine–Аналитика", однако игроки ожидают его восстановления.
Авторы: