Что позволило российскому рынку лизинга вырасти в 2017 году в 1,5 раза

Автор фото: Вдовин Сергей
Автор фото: Вдовин Сергей

Рынок лизинга в России за прошлый год вырос на 48% за счет эффекта отложенного спроса, снижения ставок и госпрограмм. В 2018 году игроки ждут замедления темпов роста.

Российский рынок лизинга по объему нового бизнеса за 2017 год вырос на 48% по сравнению с 2016 годом, до 1,1 трлн рублей, свидетельствуют предварительные данные исследования рейтингового агентства "Эксперт РА" и Объединенной лизинговой ассоциации. Объем лизингового портфеля у российских участников рынка на 1 января 2018 года достиг 3,4 трлн рублей.
Все опрошенные "ДП" компании рассказали о значительном росте показателей. Объем нового бизнеса (стоимость переданного в лизинг имущества без НДС) компании "Балтийский лизинг" превысил 34,5 млрд рублей, что на 44% больше итоговых показателей 2016 года.
"Интерлизинг" отчитался о росте нового бизнеса за 2017 год в целом по РФ на 67%, до 11,7 млрд рублей. Объем нового бизнеса в компании "Альянс–Лизинг" вырос на 61%, до 3,02 млрд рублей.Прирост аналогичного показателя у "ВТБ Лизинг" за год составил около 30%.

Спрос вернулся

Основной причиной подъема представители рынка называют восстановление спроса. "Мы можем говорить о восстановлении спроса до уровня, превышающего докризисный. Многие предприниматели сейчас стараются запускать те проекты, реализация которых еще пару лет назад была сопряжена с определенными рисками. А сегодня у бизнеса уже больше возможностей и простора для действий", — считает Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг".
Помимо эффекта отложенного спроса росту рынка способствовалиснижение ключевой ставки Центробанка РФ и последующее за этим снижение стоимости кредитов, стабилизация рубля, поддержка государства в виде субсидий, говориткоммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков.
"Во второй половине прошлого года помимо программы Минпромторга по субсидированию колесной техники стартовала программа по дорожно–строительной технике. В итоге мы видим значительный рост сегмента лизинга строительной техники", — констатирует Сергей Жарков.
Больше 60% грузового транспорта, реализованного в России, было куплено в лизинг, и программа господдержки сыграла здесь не последнюю роль, отмечает генеральный директор "Альянс–Лизинг" Дмитрий Кочергин.
"В прошлом году существенный рост показал авторынок и как результат — сегмент автолизинга. Кроме того, впервые с 2012 года положительную динамику продемонстрировал новый бизнес в сегменте железнодорожной техники, что объясняется активным замещением парка изношенных вагонов", — говорит Дмитрий Ивантер, генеральный директор "ВТБ Лизинг".

Темпы замедлятся

При отсутствии значимых макроэкономических потрясений рынок лизинга продолжит рост и в 2018 году, рассчитывают его участники. Настолько значительного роста, как в 2017 году, в 2018–м ждать не стоит, но рост по сравнению с предыдущим годом вполне может составить 15–20%, прогнозирует Сергей Жарков.
Предпосылками для расширения рынка в 2018 году, по словам Жаркова, являются растущий тренд инвестиций в основные производственные фонды, программы поддержки отрасли государства и автопроизводителей, снижение возможностей бизнеса для покупки за собственные средства, снижение стоимости фондирования вслед за снижением ключевой ставки. "Фактор восстановительного роста в виде отложенного спроса в 2018 году будет сокращаться, и основным драйвером станет общий экономический рост и влияние государственной поддержки", — оптимистичен Жарков.
Темпы прироста лизингового бизнеса замедлятся и будут находиться на уровне 15–20%, солидарен Дмитрий Кочергин. "Несмотря на стабилизацию макроэкономических показателей, скорее всего, рынок лизинга сконцентрируется на росте эффективности работы внутри компаний за счет развития существующих продуктов и будет искать новые для своего бизнеса сегменты", — предполагает он.
Дмитрий Ивантер рассчитывает, что рынок будет расти за счет господдержки, роста импортозамещения и инфраструктурных проектов. "В 2018 году мы ждем увеличения конкуренции на рынке автолизинга на фоне развития программ автолизинга действующими игроками и выхода на этот рынок других крупных лизинговых компаний, для которых ранее рынок автолизинга не был в приоритете", — добавил Ивантер.

Петербург как драйвер

Петербургский рынок лизинга, в частности, продолжит активное развитие в сегменте автотранспорта, так как столичные субъекты РФ по традиции лидируют по продажам авто в стране, отметил Андрей Волков.
Стимулы к развитию регионального рынка лизинга в 2018 году фактически те же, что и год назад: подготовка к ЧМ–2018, а также продолжающееся строительство трассы М–11 Петербург — Москва, которое стимулирует спрос на коммунальную и дорожно–строительную технику, комментирует Жарков.
"Развитие судостроения и военно–промышленного комплекса приводит к модернизации основных средств промышленных предприятий, в первую очередь стимулируя спрос на металлообрабатывающее оборудование", — говорит он. "Перевод грузооборота из портов Прибалтики в порты Северо–Запада рождает спрос как на портовую технику, так и на развитие транспортной инфраструктуры", — добавил Сергей Жарков.
В 2018 году популярность лизинга как способа приобретения автомобиля будет увеличиваться, так как объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик. Росту рынка будут способствовать партнерские программы с крупнейшими автопроизводителями, которые позволяют взять авто в лизинг с нулевым удорожанием, минимальными ежемесячными платежами или с минимальным авансом. Подобные акции позволяют серьезно уменьшить нагрузку на бюджет корпоративных клиентов при покупке автомобилей в лизинг и, как следствие, способствуют увеличению продаж авто в лизинг.
Александр Михайлов
генеральный директор лизинговой компании "Европлан"
На дальнейший рост рынков — автомобильного и автолизингового — продолжит влиять активность лизинговых операторов, конкуренция между которыми увеличивается. На конкурентную ситуацию на рынке лизинга в 2018 году большое влияние окажет реформа, которая будет способствовать централизации рынка и концентрации основной его доли в руках 10 крупнейших лизинговых компаний (80% рынка). В таких условиях ценовая конкуренция утрачивает приоритетную значимость, и акцентом в развитии лизинговых услуг становится улучшение сервиса.
Дмитрий Чернышев
член правления компании CARCADE