Петербургский бизнесмен собирается занять 15% российского рынка овсяных хлопьев

Автор фото: Егор Алеев/ТАСС

Петербургский предприниматель Вадим Персов строит в Новгородской области производство фасованных овсяных хлопьев. После запуска проекта его компания может занять 15% рынка хлопьев в России.

Как рассказал "ДП" Вадим Персов, он строит завод полного цикла по производству хлопьев из голозерного овса. В настоящее время ведется проектирование производственного комплекса, уточняются его параметры. Запуск запланирован на ноябрь 2019 года.
"Первая очередь завода, площадью 2,5 тыс. м2, разместится на участке в 2 га на нашей производственной площадке в поселке Шимск Новгородской области. Мощность первой очереди составит 12 тыс. тонн хлопьев в год. Планируемый срок окупаемости — 3 года", — говорит Вадим Персов. Объем инвестиций уточняется, это будут собственные и заемные средства. Эксперты и участники рынка оценивают вложения примерно в 250 млн рублей. Поставки готовой продукции под брендом "Сташевское" планируются в торговые сети Северо-Западного и Центральных районов страны.
"Голозерный овес является новой культурой для региона, его выбор основывался на консультациях с учеными Всероссийского Института растениеводства. Хлопья из голозерного овса — редкий продукт для нашего рынка. Это более сложный и капризный сорт, менее урожайный. Но продукция из него содержит больше полезных веществ", — говорит Вадим Персов.
Сырье для продукции будет выращиваться самостоятельно. Для заявленного объема необходимо 14-15 тыс. тонн зерна. ООО "Сташевское" занимается растениеводством и семеноводством — районированием и размножением перспективных сортов зерновых, а также газонных и кормовых трав. В собственности и долгосрочной аренде находятся 7 тыс. га земель в Шимском и Солецком районах Новгородской области.
Компания создана в 2014 году и принадлежит Вадиму Персову. По данным СПАРК, он является руководителем и владельцем ряда компаний, которые занимаются сертификацией продукции, услуг и организаций, а также техническими испытаниями, исследованиями и так далее. Общий оборот компаний за 2016 год превышает 140 млн рублей. Кроме того, Вадим Персов владеет долей в 25% в ООО "Альфа", где еще 75% — у УК "Русские инвестиции".
Федор Янукович, аналитик IndexBox Russia, говорит, что объем производства хлопьев в РФ, так же как и потребление, неуклонно растет на протяжении последних 5 лет.
Объем рынка в 2017 году оценивается на уровне 75 тыс. тонн. В 2017 году объем производства составил порядка 85 тыс. тонн, из которых 15 тыс. тонн было отправлено на экспорт. Объем импорта составил около 5 тыс. тонн.
"Рост потребления хлопьев связан с тем, что потребители корректируют потребительскую корзину в сторону более доступных товаров. Вместе с тем полезные свойства и низкая калорийность хлопьев в условиях роста интереса к правильному питанию и здоровому образу жизни также являются факторами повышения их популярности среди потребителей", — говорит Федор Янукович.
Крупнейшими игроками на рынке являются ПАО "Петербургский мельничный комбинат", предприятия из Алтайского края (АО "Алтайская крупа" и ООО "Мельничный комплекс "Роса"), а также финская компания Raisio Nutrition. Проект может оказаться вполне успешным, главное, чтобы весь произведенный объем был обеспечен рынком сбыта, добавляет Александр Петренко, генеральный директор ИК "Грифон-Эксперт".
"Возьмем среднюю потребительскую цену на овсяные хлопья "Геркулес" по СЗФО, которая в 2017 году составила 94,2 рублей за 1 кг. Учитывая наценку торговых сетей порядка 50%, средняя цена реализации производителя составляет около 47,1 рублей за 1 кг. Соответственно, годовая выручка при объемах производства 12 тыс. тонн составит порядка 656 млн рублей. Как быстро окупится проект, зависит, конечно же, от прибыльности, суммы издержек на производство, налогов, административных расходов и прочих постоянных и переменных затрат. Если чистая прибыль за вычетом всех затрат составит 10-15% от выручки, то проект окупится за 3-4 года", — отмечает он.
Эксперты говорят, что заявленные "Сташевским" объемы довольно высоки — это 14% от объема российского рынка и 16% от объема потребления, поэтому компании придется задуматься об экспорте продукции.
Например, говорит Александр Петренко, российский продукт, произведенный по нашим ГОСТам и нормам, намного качественнее китайского и одновременно ниже по цене, чем продукция ведущих мировых производителей, поэтому китайский рынок является одним из наиболее перспективных для российских производителей.
"Сейчас много желающих делать овсяные хлопья. Как я понимаю, процесс не самый сложный с технологической точки зрения, поэтому компании активно идут на этот рынок. У нас в сети самый популярный бренд — "Ясно солнышко", который находится в среднем ценовом сегменте. Премиальный сегмент закрывают финские хлопья. В целом спрос стабилен, этот товар потребляют постоянно, но важен фактор лояльности к бренду. В новых поставщиках у нас необходимости нет", — говорит генеральный директор ГК "РеалЪ" Александр Мышинский.