Книга Дмитрия Потапенко "Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами"

Один литературный критик отчеканил когда–то: "Прилагательные — мусор речи". Думаю, ему бы понравилось название книги экономиста и предпринимателя Дмитрия Потапенко, рулившего большим количеством проектов в самых разных сферах, "Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами". Книга эта — авторский учебник по ретейлу и производству: где должна находиться торговая точка; почему столовка — это всяко выгоднее, чем ресторан авторской кухни; как обучать и мотивировать персонал, как профилактировать воровство; какие вопросы задавать так называемым "бизнес–консультантам" и т. д. — вплоть до того, как располагать товар в торговом зале и сколько должно быть погонных метров тряпок для мытья пола.
Стиль управления Потапенко называют безжалостным, сам–то он считает, что ничего безжалостного, а тем более специально бесчеловечного в его методе нет, просто чем подробнее прописаны алгоритмы, в которых нет места "человеческому, слишком человеческому", чем проще инструкции для персонала, тем успешнее бизнес. Сотрудников низшего звена, считает он, нужно учить по комиксам, "одно движение глаз — одна картинка". "У меня есть штатный художник. Конечно, он не Пикассо, но где голова–ножки, где мальчик–девочка — разобрать можно. Этого достаточно". И вообще, в бизнесе, уверен Дмитрий Потапенко, может, и есть место художникам, но нет места творчеству, если вы, конечно, не намерены разориться. "Предпринимательство не связано с творчеством, вдохновением и полетом фантазии. Бизнес не должен вдохновлять". От романтизма до банкротства один шаг.
Потапенко — сугубый практик, предпочитающий принцип разумной достаточности, рекомендации его исключительно конкретны: хочешь быть богатым — работай для бедных, собрать с миллиарда человек по рублю реальнее, чем заставить одного раскошелиться на миллиард. Или, скажем, такое: "Сегодня клиент покупает цену. Особенно это касается регионов. В регионах средний чек — 250–280 рублей, люди делают единичную покупку на 30–50 рублей. Когда мы в своих магазинах фасуем конфеты, мы делаем так, чтобы лоток стоил меньше 25 рублей, потому что, если он переваливает за эту отметку, продажи моментально падают".
Дальше будет только хуже, уверен Потапенко, народ набрал кредитов, по которым не может расплатиться, нынешний кризис — это кризис тотального обнищания, все даже хуже, чем в 1990–е, в регионах в его заведениях продают макароны, сахар, крупы мешками, как лет двадцать назад. Если сейчас люди тратят на еду половину доходов, то будут тратить 80%, жители РФ стремительно переходят в разряд "новых нищих". Впереди стагфляция. Импортозамещение — фейк. Рынок труда убит, гастарбайтеры кругом, потому что аборигены работать не умеют и не хотят, профессионала не найти ни за какие деньги. Производство в стране развивать невыгодно, если у вас есть цеха, продайте этот металлолом. Государство будет плющить предпринимателей еще сильнее, потому что нужно как–то добывать для бюджета деньги, которые пошли на чемпионат мира по футболу и прочие приятности…
Но, нагнав таким образом жути на читателей, автор будто спохватывается, что так он учебник по менеджменту и маркетингу и свои антикризисные туры по стране не продаст, и неожиданно принимается своих гипотетических адептов воодушевлять: "Я "сделал" $100 млн за 2,5 года. "Пятерочка" выросла до миллиарда за 3 года. Какого черта вы сидите?! Оторвите задницу от дивана, пошли зарабатывать деньги! Денег в России — как грязи".
Это даже хорошо, что пока нам плохо. Денег нет, но вообще их как грязи. Где–то все это мы уже слышали.