Вышли в Сеть. "Деловые линии" потратят более 300 млн рублей на развитие логистики для интернет-магазинов

Грузовой терминал экспедиторской транспортной компании "Деловые Линии" "Деловые линии" в Шушарах.
Автор фото: Сергей Коньков
Грузовой терминал экспедиторской транспортной компании "Деловые Линии" "Деловые линии" в Шушарах.
Автор фото: Сергей Коньков

Группа компаний "Деловые линии" миллиардера Александра Богатикова инвестирует свыше 300 млн рублей в логистические решения для интернет–торговли.

Петербургская группа компаний "Деловые линии" миллиардера Александра Богатикова (80–е место в Рейтинге миллиардеров "ДП"), возглавляемая Фаридом Мадани, планирует в этом году активно развивать логистику для интернет–магазинов. Емкость этого сектора логистического рынка "Деловые линии" оценивают в 65 млрд рублей в год (в ценах 2016 года). Перевозчик рассчитывает занять 5% этого сегмента рынка. В связи с этим группа планирует в 2018 году открыть 30 офисов для приема мелкой корреспонденции (весом до 50 кг). "На данный момент у нас действует четыре офиса в Петербурге и семь в Москве.
До конца года мы собираемся открыть еще 30 офисов: по 10 офисов в Москве и Петербурге, а в остальных крупных городах, таких как Екатеринбург, Новосибирск, будет один–два офиса, — поясняют в "Деловых линиях". — Задача не только в расширении сети, но и в том, чтобы организовать хорошую, качественную доставку "последней мили". Для этого компания собирается приобрести 600 легких малотоннажных автомобилей типа фургонов Lada Largus. Объем инвестиций компания не раскрывает, но только на покупку легких коммерческих грузовиков может потребоваться около 300 млн рублей. Через 1–1,5 года компания планирует окупить проект.
В "Деловых линиях" пояснили, что поводом для развития нового направления бизнеса стал стремительный рост интернет–торговли (e–commerce) в России — это один из самых быстрорастущих секторов торговли, прибавляющий по 20–25% в год. По данным исследовательского агентства Data Insight, объем рынка онлайн–продаж в 2017 году составил 800 млрд рублей. Примерно 8% этой суммы составляют расходы на доставку товара покупателям.
По мнению президента Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Алексея Федорова, расходы на логистику в онлайн–торговле будут расти. Средняя стоимость посылки сегодня составляет 2 тыс. рублей, а доставка обходится в 300 рублей. В Москве 75% покупателей заказывают доставку. Но чем дальше от столицы, тем ниже спрос на услуги логистов. Например, в Петербурге доставку заказывают 50% покупателей, а в других регионах и того меньше. Но тренд таков, что спрос на доставку товаров из интернет–магазинов будет расти повсеместно, полагает эксперт.
Половину покупок через Интернет совершают жители Центрального региона, на втором месте — Северо–Запад (20%). Чаще всего через Интернет покупают электронику и бытовую технику, одежду и обувь.

На особом положении

Отыграть свои 5% рынка "Деловые линии" собираются у пяти лидеров: "Почты России", DPD, СДЭК, Pony Express, Boxberry (это основные логистические компании в сфере e–commerce). Наибольшую долю рынка (30%) занимает "Почта России" благодаря трансграничной торговле, на долю которой приходится 36% российского e–commerce. Госпредприятие доставляет россиянам почти все товары, приобретаемые в Китае, и может занять монопольное положение. Федеральная таможенная служба (ФТС) в конце 2017 года изменила правила оформления посылок из зарубежных интернет–магазинов: получатель заказа должен предоставлять не только паспортные данные, но и ИНН и ссылки на страницы интернет–магазина с описанием каждого товара по ссылке. Дополнительные требования коснулись только частных компаний, которые делят оставшиеся 70% логистического рынка.
"У "Деловых линий" много шансов занять через 2 года 15% рынка. И выйти на второе место после "Почты России". Благодаря тому, что компания обладает развитой инфраструктурой, уникальными технологиями решения логистических задач", — полагает Алексей Федоров.

Интерес покупателей

Опрошенные "ДП" участники рынка полагают, что с приходом "Деловых линий" конкуренция не обострится, места хватит всем, так как рынок быстро растет и все компании, желающие сохранить долю на нем, инвестируют в развитие инфраструктуры. "Сейчас потребность клиентов в доступных отделениях не удовлетворена полностью, поэтому в 2018 году мы продолжим сохранять темпы роста сети практически на том же уровне, что и в 2017–м. Сосредоточимся на увеличении числа отделений в пешей доступности для получателей и на сохранении высокого качества обслуживания. Новые точки открываются из расчета, что на 40–50 тыс. жителей необходим один пункт выдачи", — говорит Алексей Бездеткин, коммерческий директор службы доставки Boxberry. По его словам, сеть компании выросла уже до 1781 отделения в 428 городах. В 1300 отделениях в 350 городах Boxberry принимает заказы интернет–магазинов и отправления физических лиц.
"Мы видим интерес покупателей к пунктам выдачи. Согласно нашим исследованиям, более 80% опрошенных хотели бы забирать заказы в таких отделениях. Мы будем развивать партнерскую сеть Pickup, которая сейчас насчитывает более 1,5 тыс. точек, в планах подключить пункты в 600 городах РФ", — говорит Наталья Плетнева, директор по продажам DPD в РФ и SPSR Express. По мнению Плетневой, люди с большей вероятностью купят товар у интернет–ретейлера, который предлагает доставку на следующий день (87%) или в ближайшие выходные (83%). Поэтому в планах компании увеличить число городов, где будет доступна срочная доставка.