Закон и бизнес живут порознь: рейтинг отраслей, в которых невозможно получить прибыль, соблюдая законодательство

"ДП" выяснил, в каких видах бизнеса неукоснительное соблюдение всех требований законодательства практически несовместимо с прибыльностью. Мы составили рейтинг из 10 таких отраслей на основе опроса ведущих юристов, обслуживающих предпринимателей.

По просьбе "Делового Петербурга" специализирующиеся на обслуживании бизнеса юристы назвали отрасли, которые являются самыми сложными с точки зрения соблюдения закона и сохранения рентабельности. В опросе приняли участие почти 40 фирм, которым было предложено оценить основные отрасли бизнеса по шкале от 1 до 10, где 1 означает практическую невозможность получения прибыли при неукоснительном соблюдении всех требований законодательства, а 10 — максимально комфортное и разумное регулирование.
Из опрошенных юристов одни заявили, что их клиенты в любой отрасли свято чтут требования закона и при этом вполне успешны. Другие (не забыв предварительно попросить об анонимности), наоборот, ответили, что практически все отрасли в России либо настолько зарегулированы, что соответствовать всем требованиям невозможно, либо отрегулированы слишком плохо. Третьи были довольно откровенны, "не скрывая лиц". Сопоставив результаты, мы вывели средние оценки по каждой отрасли и составили сводный рейтинг из 10 отраслей. В итоге ни одна из них не получила максимального балла и даже отрасли — лидеры рейтинга оказались "законопослушны" только на семерку с плюсом. Самая "законопослушная" отрасль была помещена нами на 10-е место, а самая "беззаконная" — на первое.

Десятое место. Транспорт и логистика. Средний балл — 7,4

Невероятно, но факт. Большинство опрошенных юристов сошлись на том, что именно в транспортной отрасли (причем независимо от вида транспорта) при большом желании можно построить чистый и прибыльный бизнес, но как раз этого желания у игроков не наблюдается. "В перевозках можно работать с прибылью в европейском понимании этого слова: 7-8%, — комментирует Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC. — Но традиции делового оборота в этом секторе нашей экономики таковы, что, пожалуй, почти никому и в голову не приходит избавляться от своих "прокладок" и "помоек", соблюдать требования по нагрузке на ось, выдавать всем пассажирам билеты и тем снижать свои доходы до упомянутых — с реальных 50-100% годовых".
По словам Олега Ганюшина, адвоката "Прайм Эдвайс", необходимо выносить за скобки область железнодорожных грузоперевозок: в ней показатель будет стремиться к 10, несмотря на серьезные антимонопольные ограничения. А вот если рассматривать автомобильные перевозки, то ситуация резко меняется в худшую сторону — ниже 5.
"Регулирующие нормы содержат пробелы и серьезно запутаны, — говорит эксперт. — Особенно в сфере взаимоотношений с контрагентами, что важно, учитывая огромное количество контрагентов у участников транспортной отрасли. В результате и суды, и представители отрасли испытывают серьезные сложности с правоприменением. Отдельной проблемой является то, что деятельность экспедиторов в РФ до сих пор нормально не урегулирована. И углубляется все тем, что отрасль испытывает серьезное административное давление: регламентация использования дорог, системы контроля за перемещениями, требования об установке в машины специализированного оборудования и т. п. — все это исторически крайне плохое регулирование частных отношений в отрасли дополняется излишней зарегулированностью в публичной плоскости".

Девятое место. Медиабизнес, издательская деятельность. Средний балл — 7,33

Почти самой законопослушной отраслью юристы считают медиабизнес и издательское дело: законы здесь по большей части простые и понятные. И хотя их логичность может вызывать споры (особенно это касается законов, принятых в эпоху санкций), неукоснительное исполнение их не составляет особых проблем. Впрочем, и здесь есть подводные камни. Например, соблюдение закона в издательском бизнесе зачастую осложняется невозможностью проверки наличия интеллектуальных прав у авторов в связи с отсутствием соответствующих реестров, комментирует Елена Лукьянчикова, старший юрист "Прайм Эдвайс". Это, по ее словам, приводит к серьезным спорам, связанным с исками о нарушении исключительных прав авторов и может повлечь причинение значительных убытков, даже если издательство не виновато.
По мнению Максима Али, специалиста практики IP/IT фирмы "Максима Лигал", традиционно осложняет работу на этом рынке применение устаревающего законодательства в сфере новых технологий. "Ярким примером является вынесенное на днях постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по спору между "ВКонтакте" и компанией Double Data, работающей в сфере Big Data, — комментирует эксперт. — В данном деле апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда города Москвы и признал сбор данных о пользователях "ВКонтакте" незаконным. По всей видимости, суд признал право "ВКонтакте" на базу данных пользователей социальной сети и потому смог вынести запрет на ее использование. Подобные дела могут иметь достаточно серьезное влияние на развитие рынков тех или иных технологий в России".

Восьмое место. Энергетика. Нефть и газ. Средний балл — 7

Следующую строчку рейтинга занимают нефтегазовая отрасль и энергетика. При этом если в нефтегазовой отрасли все более-менее прозрачно, то энергетика портит всю статистику этого сегмента российской экономики.
"В нефтегазовой отрасли совместимость прибыли и законопослушания близка к максимальной, — комментирует отрасль группа "Консалтум". — Обуславливается это тем, что практически по всем вопросам на данный момент сложилась устоявшаяся судебная практика, благодаря чему ни у оппонентов, ни у клиентов не появляется нужды в применении тех или иных недобросовестных способов защиты своих интересов".
По словам Бориса Борисова, управляющего партнера "ЛексКледере", одна из основных проблем в энергетической сфере — это предприятия-монополисты, которые в силу своего статуса влияют на рынок в целом, заставляя бизнес играть по своим правилам: "По нашему мнению, имеет место ощутимое несовершенство энергетического законодательства России и отсутствие реально работающих конкурсных процедур".

Седьмое место. Промышленное производство. Средний балл — 6,5

Оценки юристов в отношении промышленной отрасли оказались самыми разными: буквально от 1 до 10. Главную причину большого разброса объяснила Наталья Шатихина: "Смотря что производить. Есть сегменты, в которых можно спокойно работать, соблюдая все требования. Есть такие, где просто невозможно работать, не соблюдая всех требований — из-за высочайших рисков их несоблюдения. А есть "середина наполовину", где риски не сильно велики, а требования излишни. Впрочем, и в таких случаях следует отделять тех, кто вынужден нарушать, может быть, чрезмерно строгие нормы, от тех, кто сознательно идет на нарушения ради повышения прибыли. К тому же и нарушения нарушениям рознь".

Шестое место. Ретейл. Средний балл — 6,4

В торговле, по оценкам юристов, вполне можно работать, не нарушая закон — хотя эта отрасль и зарегулирована достаточно плотно. У крупных сетей главной проблемой является антимонопольное законодательство в отношениях с поставщиками, иногда — трудовое. У небольших — взаимоотношения с местными чиновниками. Понятное дело, проблемы эти несопоставимы. Кроме того, мощным фактором, снижающим прибыль торговцев, является закон о защите прав потребителей, говорят эксперты.

Пятое место. Банки и финансы. Телеком и IT. Средний балл — по 5,15

Две, казалось бы, очень разные отрасли получили одинаковый средний балл. Банки — из-за крайне жесткого контроля (и, по сути, неограниченных полномочий) ЦБ, связисты — из-за "закона Яровой" и прочих новых законов в этой сфере. Кроме того, обе сферы сегодня оказались пограничными благодаря развитию технологий блокчейна и рынка криптовалют: этот рынок до сих пор является полулегальным.
"Банки и финансовые организации находятся под тотальным мониторингом со стороны регулятора, — объясняет Наталья Шатихина. — При этом нет банков, у которых клиенты совсем не совершали бы операций, де-юре попадающих под категорию сомнительных, а для санкций со стороны ЦБ достаточно одной такой операции". Коллегу поддерживает Руслан Мухаметшин, руководитель консультационного департамента "Прайм Эдвайс": "Активная работа ЦБ говорит сама за себя: требования к достаточности банковского капитала и резервам, ограничение выдачи кредитов связанным компаниям и т. п. В итоге зачастую кредит при соблюдении всех норм может получить только тот, кто в нем фактически не нуждается".
"Долгое время в этой отрасли не было специального закона — лишь с этого года начал действовать ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ, — говорят в Pen&Paper о рынке телекоммуникаций. — Теперь мы вступаем в период формирования практики по этому закону, выявления пробелов в нем, судебных усмотрений и прочих "прелестей". Кроме того, говорят эксперты, сегодня стал очень широким перечень обязанностей участников телекоммуникационного рынка, ведущих деятельность в отношении объектов информационной инфраструктуры: они должны уведомлять госорганы о своих действиях, предоставлять им информацию и т. д. При этом сами госорганы наделены очень высоким объемом полномочий.

Четвертое место. Гостиничный бизнес. Средний балл — 5

По словам респондентов "ДП", проблемной является та часть гостиничного сектора, которая относится к малому бизнесу: "У больших отелей все на аутсорсинге и аутстаффинге, по сути, владелец отдает свою недвижимость в управление оператору, который, как правило, довольно четко соблюдает все законодательные требования". А вот в сегменте небольших отелей, мини-отелей и хостелов проблемы есть: там, во-первых, законодательство постоянно меняется, во-вторых, местные чиновники и контрольные органы проявляют подчас повышенное внимание. Это в том числе обусловлено тем, что многие такие заведения либо расположены прямо в жилых домах, либо иным образом соприкасаются с частным жильем, а среди соседей нередки вовсе непримиримые персонажи, договориться с которыми (и тем соблюсти закон) невозможно или нерентабельно.

Третье место. Лесная промышленность. Средний балл — 4,25

Лесную отрасль в числе проблемных назвали далеко не все юристы. Однако те, кому довелось поработать в интересах "лесовиков", уверенно ставили этой отрасли тройку или четверку по 10-балльной шкале. "В этой отрасли право и бизнес живут отдельно, — комментирует Борис Борисов. — Права на использование лесного фонда предоставляются на основе конкурсных процедур. В России в любой сфере бизнеса, где применяется данный институт, торги во многих случаях проходят, скажем так, не совсем корректно. Зачастую их результаты неоднократно оспариваются лицами, по тем или иным причинам не допущенным к участию. Это далеко не всегда влечет за собой восстановление справедливости. В итоге большинство участков фактически разрабатываются компаниями, которые отдают часть прибыли от своей деятельности лицу, выигравшему торги. Хороших лесных участков в регионе не так много, поэтому борьба за них разворачивается в любых приемлемых формах, в том числе с использованием процедуры банкротства арендатора земель лесного фонда, где игра идет без правил. При этом лесное законодательство зачастую не соответствует реалиям, поэтому многие вопросы отданы на откуп судьям".

Второе место. Утилизация отходов и мусоропереработка. Средний балл — 4

Мусорный бизнес считается настоящим клондайком, но его прибыльность, по словам экспертов, напрямую зависит от внимания (точнее невнимания) контролирующих структур, в первую очередь Росприроднадзора и природоохранной прокуратуры. Однако, почему-то считают юристы, власти весьма избирательны в вопросе контроля и надзора, поэтому большинство игроков, хоть и сетуют на низкую маржинальность, с рынка уходить не спешат. А те, кто становится объектом пристального внимания властей, сетуют на то, что соблюдение законов по всей их строгости потребует таких инвестиций, каких у них просто нет.
"Контроль за деятельностью предприятий, работающих в данной сфере, тотальный и не всегда обоснованный, — говорит управляющий партнер A Priori Алексей Иванов. — Привлекают к административной ответственности всех и за все. Инициатором таких проверок и дел выступает Росприроднадзор. При рассмотрении жалоб в судах позиция лиц, привлекаемых к административной ответственности, не принимается во внимание. Так происходит во всех судебных инстанциях. Максимум, что удается сделать, — в кассации вернуть дело на новое рассмотрение. Процент положительного исхода дела незначительный, несмотря на то что в большинстве случаев состав административного правонарушения отсутствует".

Первое место. Строительство. Средний балл — 2,55

Строительная отрасль в оценках юристов предстала такой же непригодной для законопослушного бизнеса, как атмосфера Марса для дыхания: "Можно, но только под стеклянным колпаком или в скафандре". В качестве проблемной строительную область назвала каждая вторая фирма, причем из назвавших лишь две сочли ее не самой худшей. Главная причина обилия нарушений в этой отрасли — противоречивость законодательства.
"Почти все строители экономят на всем, — комментирует Иван Решетников, управляющий партнер Апелляционного центра. — Начиная от найма мигрантов-нелегалов с тотальным несоблюдением ТК и заканчивая использованием некачественных стройматериалов там, где это сложнее всего проверить".
"Правила игры настолько противоречивы, что сдать объект, не нарушив хотя бы одно из них, невозможно, — говорит Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC. — Конечно, строители на этот счет не особенно переживают и идут по пути наименьшего сопротивления, но, даже если бы они захотели исполнить все требования закона, они бы это сделать не смогли".
"Проблемы качества нормативного регулирования, — подтверждает Инна Вавилова, управляющий партнер "Прайм Эдвайс". — Акты, направленные на обеспечение качества и безопасности объектов строительства и их последующей эксплуатации, содержат множество противоречащих друг другу требований либо положений, которые давно устарели и экономически неоправданны, а также наделяют государственные учреждения фактически абсолютной властью в отношении контроля за осуществлением строительной деятельности".
Впрочем, отмечает эксперт, помимо высокой коррупционной составляющей, которая питается неограниченными возможностями контролирующих и надзорных за стройкой органов власти, прибыльность строительной отрасли снижается и высокой конкуренцией на этом рынке (в отличие от, например, не менее зарегулированного, но менее конкурентного нефтяного рынка).
С коллегой согласен Борис Борисов, управляющий партнер "ЛексКледере Консалтинг": "Во первых, конкурсные процедуры, которые обязательны при заключении крупных госконтрактов по строительству и при выделении под застройку земли, находящейся в собственности государства. Не всегда в роли генерального подрядчика или инвестора выступает компания, которая реально производит работы или инвестирует средства. На подрядчиков по госконтрактам возлагается много дополнительных обязательств, например, предоставление банковских гарантий и т. п., что влечет за собой дополнительные расходы. Контракты по строительству, заключаемые с государственными структурами, зачастую содержат в себе драконовские условия в отношении подрядчика, и на этом фоне последнему часто бывает очень сложно сдать заказчику работы, выполненные надлежащим образом, что влечет невозможность получить оплату. Кроме того, законодательные требования к застройщикам постоянно меняются в сторону ужесточения. Так, в Петербурге правительством недавно принято решение о значительном увеличении процента озеленения застраиваемых участков, что вынудило многих застройщиков изменять проектную документацию и сокращать площадь застройки".