Доля кредитных продаж авто в Петербурге достигла 48%

Автор фото: Роман Кнерцер
Автор фото: Роман Кнерцер

Доля кредитных продаж автомобилей в Петербурге выросла за 2017 год и приблизилась к 50%. При этом отложенный спрос — уже не главный фактор: выдачи автокредитов растут благодаря падению ставок и госпрограммам.

Согласно данным аналитического агентства "Автостат", объем рынка новых легковых автомобилей в Петербурге за 2017 год вырос на 17,5% — было продано 100,6 тыс. машин. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое получает информацию от банков, сообщило, что количество выданных автокредитов в городе за тот же период росло быстрее — на 30,8%, до 48,7 тыс. штук. В результате доля автомобилей, проданных в Петербурге в кредит, существенно выросла: с 43,5% в 2016 году до 48,4% по итогам 2017–го.
Сегмент автокредитования в абсолютных величинах почти вернулся к уровню докризисного 2014 года, а его роль для авторынка существенно выросла: так, в 2017 году каждый второй автомобиль в стране был приобретен гражданами с привлечением кредитных средств, констатирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. По его оценке, восстановление автокредитования оказывает серьезную поддержку автопрому, стимулируя продажи автомобилей.
Банки в прошлом году активно наращивали объемы выдачи в сегменте автокредитования в стремлении сохранить долю на фоне роста продаж авто. В 2018–м опрошенные игроки также нацелены на рост выдачи.
Розничными подразделениями банка ВТБ в Петербурге по итогам года было выдано 8,8 тыс. автокредитов на общую сумму 6 млрд рублей, что на 71% превышает объем автокредитов, выданных в 2016 году, сообщили в пресс–службе банка. В декабре прошлого года ВТБ оценивал свою долю на рынке автокредитования как более 14%. "В этом году мы планируем продолжить ее наращивать", — заявил Даниил Макаршин, директор центра автокредитования розничного бизнеса ВТБ в Петербурге.
Балтинвестбанк увеличил объем выданных автокредитов в Петербурге в 10 раз — с 470 млн рублей в 2016 году до 4,7 млрд по итогам 2017–го. В 2018 году банк планирует нарастить объемы выдачи автокредитов как минимум до 2 млрд рублей в месяц, за счет чего рассчитывает переместиться на четвертое–пятое место по объему выдачи автокредитов в России, сообщил Максим Возный, председатель совета директоров Балтинвестбанка.
В банке "Уралсиб" сообщили, что выдачи автокредитов (в штуках и в объеме выдачи) в Петербурге за 2017 год выросли в 2,5 раза по сравнению с 2016 годом, в "Александровском" рассказали о росте тех же показателей в 6 раз (абсолютных цифр в банках не назвали)."Оценить долю сейчас сложно, но мы точно ее будем увеличивать за счет запуска новых продуктов, программ и привлечения новых партнеров", — комментирует начальник управления автобизнеса "Уралсиба" Лиана Малюга. "Александровский" вышел на рынок автокредитования чуть более года назад, сейчас занимает небольшую долю на рынке Петербурга и нацелен на ее увеличение, говорит Андрей Барановский, директор департамента розничного и массового бизнеса банка.

Другие факторы роста

Отложенный спрос, по мнению Барановского, уже не является драйвером роста сегмента, так же как и рост продаж автомобилей. Рост автокредитования, по его мнению, подкрепляется прежде всего снижением ставок и программами государственной поддержки автокредитования. За 2017 год процентные ставки по программам автокредитования банков, по оценкам опрошенных игроков рынка, снизились на 1,5–2,5 процентного пункта. "Мы ожидаем, что в I квартале 2018 года будет очередная волна снижения ставок на автокредиты", — прогнозирует Барановский.
Госпрограмма льготного автокредитования в III квартале 2017 года была расширена за счет новых программ — "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", напоминает исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов "Помимо субсидированной процентной ставки в рамках этих программ покупатели получали и 10%–ную скидку на автомобиль, что только повышало привлекательность кредита", — отметил он.
Рост выдачи в 2017 году также во многом был обусловлен повышенным спросом на рынке транспортных средств с пробегом, добавил Макаршин. Рост рынка подержанных автомобилей позволит существенно увеличить выдачи и в 2018 году, рассчитывает Лиана Малюга.
Отрицательное влияние на рынок оказывает ряд автосалонов, которые ведут "нечестную работу с клиентами, продавая дешевые автомобили по высокой цене с помощью автокредитов", говорит Барановский. По его словам, это негативно сказывается на репутации автокредитования в целом, поэтому часть потенциальных клиентов отказываются от покупки авто в кредит.
У нас доля кредитных продаж за 2017 год выросла даже больше, до 60%. Текущая ситуация такова, что нас сегодня вообще не интересует клиент с наличными деньгами. Иногда покупатель приходит в салон и спрашивает: "Я могу заплатить вам сейчас наличными, вы сделаете мне скидку?" Мы ему отвечаем, что нет, мы сделаем скидку, если он обратится в банк и купит авто в кредит. В массовом сегменте отложенный спрос действительно становится все менее значимым фактором роста. Однако в 2018 году его заместит общее легкое оживление рынка на фоне восстановления экономики в целом.
Игорь Седов
директор по развитию ГК "Аксель"
Доля кредитных продаж в нашем случае осталась прежней, мы не заметили ощутимого влияния госпрограмм и не считаем снижение ставок по автокредитам в 2017 году значительным. Многие клиенты, как известно, даже оформляли потребительские кредиты для покупки автомобилей, это все еще довольно распространено. В целом же продажи росли в течение 2017 года, что было обусловлено отложенным спросом. Рост продаж в ноябре–декабре был спровоцирован новостями о возможном росте цен. В 2018 году мы ожидаем дальнейшего роста продаж.
Сергей Лысов
директор торгово–сервисного комплекса "Автомир. Санкт–Петербург"