Без перекура. Производство сигарет в России сократилось на четверть

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Объем производства сигарет по итогам года упал на 25,8%, подсчитал Росстат. Игроки рынка говорят о снижении объемов на 7% и винят в нем рост цен

Объем производства сигарет в России в 2017 году сократился на 25,8% по сравнению с 2016 годом и составил 246 млрд штук, следует из данных Росстата. Глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин связывает негативную динамику с ростом цен на сигареты. В ноябре на совещании о регулировании производства и оборота табачной продукции он объявил, что россияне переходят на выращивание самосада на собственных огородах и дачах из-за роста цен на сигареты. Участники рынка винят в снижении объемов производства рост акцизов, который привел к удорожанию сигарет.
"В целом по стране до 2017 года ежегодное снижение объемов производства табачных изделий составляло примерно 5%, в прошедшем году темпы падения производства сигарет ускорились", — говорит Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ". В стране ведется активная борьба с табакокурением, запрещена любого вида реклама подобной продукции, курение в общественных местах, поднимаются акцизы на табачные изделия.
По данным табачников, объем российского табачного рынка непрерывно снижается с 2008 года. Максим Королев, руководитель информагентства "Русский табак", считает данные Росстата верными и называет такой результат ожидаемым. Он считает основными причинами падения производства рост числа нелегальной продукции и снижение числа курильщиков в России, с 2009 по 2016 год количество потребителей сигарет снизилось на 16%.
В прошлом году объем легального рынка сократился примерно на 7%, говорит Яна Гуськова, директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям British American Tobacco Russia. В компании отмечают, что потребители экономят, результатом чего стало смещение спроса в пользу нелегальной продукции. "Потребители экономили и переключались на более дешевые товары, в том числе на нелегальные сигареты, — считает Яна Гуськова. — Эти предпосылки привели к двукратному росту доли табачной контрабанды и контрафакта. Нелегальная продукция уже занимает 4,5% рынка, по данным последних исследований. Как устроен рынок контрабандных сигарет в Петербурге и кто на нем зарабатывает, можно прочитать в расследовании "ДП".
Крупнейшие участники тобачного рынка России
Источник: данные участников рынка со ссылкой на Nielsen в 3 квартале 2017 года

Фабрики закрываются

"Для борьбы с последними явлениями законодателями даже подготовлен законопроект, предполагающий выделение 15% от акциза на сигареты в бюджеты субъектов РФ, чтобы экономически заинтересовать последних в борьбе с контрафактной продукцией", — говорит Алексей Коренев. Законодательное установление минимальной розничной цены (МРЦ) на табачную продукцию должно, как предполагается, осложнить жизнь нелегальным производителям и поставщикам контрабандной продукции, но одновременно эта мера способна вызвать и очередную волну падения спроса на табачные изделия в целом, так как наиболее популярный нижний ценовой сегмент сигарет становится менее доступным для большинства потребителей.
Падение объемов производства табака в последние годы уже привело к остановке ряда крупнейших табачных предприятий. В 2012 году British American Tobacco закрыл фабрику "БАТ-Ява", летом 2015 года корпорация Japan Tabacco International (JTI) объявила о закрытии московской табачной фабрики "Лиггетт-Дукат". Крупнейшие производители сигарет в России сегодня — международные компании JTI, Philip Morris, British American Tobacco и Imperial Tobacco. В Петербурге представлены три из них — British American Tobacco с фабрикой "БАТ-СПб", у JTI работает  в Петербурге табачная фабрика "Петро" и площадка по производству табачного сырья "Крес Нева" в Ленинградской области. Есть фабрика в Ленинградской области и у ЗАО "Филип Моррис Ижора".

Сомнительные перспективы курящих

В BAT отмечают, что спрос смещается в сторону никотиносодержащей продукции со сниженным риском, например систем нагревания табака и вейпинг-продукции. Так, уже около 1,4% совершеннолетних курильщиков в России употребляют вейпинг-продукцию и системы нагревания табака. Перспективы у сегмента неплохие, например, в Великобритании и США доля составляет 4,1% и 5,2% соответственно.
В условиях падающего российского рынка табачные компании делают ставку на экспорт продукции, которую они производят в России. Еще один потенциальный драйвер для рынка — разработка и коммерческий запуск инновационных систем доставки никотина. Например, чтобы запустить производство нагревательного табака в Петербурге, "БАТ Россия" инвестировала около 1 млрд рублей в установку нового и модернизацию существующего оборудования на фабрике. 
Philip Morris International до конца 2018 года намерена вложить 2,5 млрд рублей в производство табачных стиков — наполнителей для электронного устройства iQOS на базе своей производственной площадке в промзоне Горелово.
Вполне вероятно, следует ожидать временного охлаждения рынка электронных устройств для курения, говорит Алексей Коренев. Он объясняет, что уже сейчас предложение подобных устройств на отечественном рынке существенно превышает спрос. Кроме того, негативно может отразиться ужесточение законов о публичном использовании электронных средств для курения и повышение акцизов — с 2017 года производители электронных систем доставки никотина вынуждены платить акциз в размере 40 рублей за штуку (в 2018 году он должен составить 44 рубля, в 2019-м — 48 рублей). Наконец, отнюдь не все курильщики традиционных сигарет готовы переходить на электронные.