О криптовалютах простыми словами: подъем с переворотом

Падение курсов биткоина и других криптовалют совпало с массированной атакой регуляторов на виртуальные деньги. Некоторые, как, например, Международный валютный фонд, предпринимают словесные интервенции, а другие переходят к более предметным действиям – отправляют требования заплатить налоги или отключают трейдеров от платежных систем. Похоже, традиционные бюрократические структуры вышли на тропу войны с криптой.

"Деловой Петербург" продолжает публикацию ревю самых значимых тенденций, сделок и курсов из мира криптовалют и других проектов, реализованных на базе блокчейн , за рубежом — теме, которой в России, несмотря на растущий интерес, пока что уделяется очень мало внимания (другие выпуски криптодайджеста читайте здесь).

Черный криптовторник

На прошлой неделе, во вторник, все крупнейшие монеты резко подешевели. На обычных финансовых рынках это называется обвалом, паникой, но в криптомире с его непредсказуемой и широкой волатильностью такое положение дел, можно считать, даже в порядке вещей.
Биткоин свалился на 25%, пробив последовательно уровни $13 тыс., $12 тыс., $11 тыс., а кое-где даже и $10 тыс.; эфир упал на 31%, остальные криптовалюты "отличились" на меньшие, но тоже немаленькие величины. Аналитик компании Forex.com Фавад Разакзада озвучил общее мнение на рынке: резкое падение было вызвано действиями южнокорейских властей – налоговыми и полицейскими проверками и намеками на то, что виртуальные деньги в стране могут вообще запретить, о чем мы писали в предыдущей колонке. Мнение Разакзады подтверждается сниженными объемами торгов в Японии и Южной Корее, на которые приходится что-то около двух третей всех пользователей криптобирж в мире.  
Вскоре после распродажи монеты синхронно выросли в цене, хотя и не вернулись в большинстве своем к прежним уровням, а затем столь же синхронно начали колебаться вокруг новых занятых позиций. Биткоин, например, на момент публикации, по данным Coinmarketcap, торговался в районе $11 451.  
Четкое понимание причины обвала и ее некритичности дало возможность оптимистам не расстраиваться и не терять бодрости духа. Аналитик Saxo Bank Кай Ван-Петерсен, который предсказал, что в 2017 году биткоин вырастет не менее чем до $2 тыс., заявил, что в 2018-м монета может взять планку и в $100 тыс. Такому росту поспособствует приход в крипту денег институциональных инвесторов, которых на этом рынке пока что почти нет.
Сооснователь финансовой компании Fundstrat Том Ли, которого мы уже неоднократно цитировали, также поделился своим прогнозом по биткоину. Он оказался поскромнее, чем у Петерсена, но тоже многообещающим: $25 тыс. к концу 2018-го и $125 тыс. к 2022-му. Кроме того, он предсказал рост для эфира – $1,9 тыс. в 2018-м, то есть на 90% выше по сравнению с январем, для эфира классического – до $60, то есть также на 90%, и для монеты под названием NEO – плюс 50%, до $225.  
Что ж, у щедрого Ли свой интерес, он, в конце концов, сам инвестировал деньги в крипту и потому вынужден помогать ей хотя бы словесно. Но можно обратить внимание и на фундаментальные выкладки аналитиков Deutsche Bank, которые указали на любопытную взаимосвязь между активностью инвесторов на крипторынке и волатильностью на традиционных биржах. В то время как спреды на акции на Уолл-стрит замирают, трейдеры уходят в крипту, и наоборот. "Криптовалюты внимательно мониторятся индивидуальными игроками. Кроме того, на них обращает внимание все больше и институциональных инвесторов", – указано в аналитической записке, опубликованной банком.  
Что ж, если так, то, возможно, крипту и правда ждет приход значительных вложений, а значит, и будущий бурный рост.

Регуляторы не успокаиваются

 
Однако все приведенные выше рассуждения основаны на текущих тенденциях и опыте 2017 года. Между тем в игру вступают новые факторы и набирают больший вес старые, которые могут серьезно поубавить пыл криптооптимистов. Регуляторы по всему миру начинают плотнее сжимать кольцо бюрократических процедур, атакуя все аспекты обращения виртуальных денег: их производство, биржевую торговлю, оплату ими товаров и услуг, а также обмен между рядовыми пользователями.
Пока что все эти меры вроде закрытия бирж в Китае и усиленных проверок в Южной Корее больше напоминают лоскутное одеяло, но не исключено, что какой-нибудь глобальный институт возьмет на себя лидерство и координацию действий в этом вопросе. На указанную роль активно напрашивается тот, кому это и положено по статусу и функционалу, – Международный валютный фонд. На прошлой неделе пресс-секретарь организации Джерри Райс заявил о необходимости "более широкой международной дискуссии и взаимодействия между регуляторами" с целью выработать общие подходы к работе с криптовалютами. Речь идет о том, чтобы уберечь от рисков индивидуальных инвесторов, которые составляют пока что подавляющее большинство среди клиентов криптобирж.
"Когда цены на активы резко идут вверх, риски возрастают, в частности, из-за того, что трейдеры начинают осуществлять покупки на заемные деньги. Необходимо добиться того, чтобы люди научились осознавать риски и ими управлять", – заявил Райс. Он также произнес традиционную мантру о том, что криптовалюты могут использоваться для отмывки незаконных доходов, финансирования терроризма и уклонения от уплаты налогов.
Безусловно, позицию МВФ разделяет и министр финансов США Стивен Мнучин, который сообщил ранее, что Совет по надзору за финансовой стабильностью при министерстве собрал рабочую группу, которая будет "сильно сфокусирована на криптовалютах". Цель проста: "Мы хотим, чтобы плохие люди не использовали их для того, чтобы делать плохие вещи", – был категоричен главный финансист Америки. Он также отметил, что такая же группа нужна и на международном уровне – в рамках G20.
Беспокойство Мнучина можно понять. Например, исследовательские компании недавно установили, что за массовыми кражами средств пользователей южнокорейских криптобирж стоят хакеры из Северной Кореи, из организации Lazarus. Они уже не первый год допекают пользователей компьютеров по всему миру, рассылая фишинговые программы и зараженное ПО, получая доступ в том числе и к персональным устройствам. Как отмечают аналитики, и арсенал, и навыки северокорейских хакеров совершенствуются, что представляет собой уже вполне реальную угрозу. Так, атака на одну из южнокорейских бирж привела в свое время к закрытию последней.
Китай вне зависимости от дискуссии на международном уровне идет в вопросе регулирования криптовалют своей дорогой, нарабатывая опыт, который в будущем может пригодиться и в других странах. После запрета проведения ICO и работы криптобирж денежные власти в лице пекинского отделения Народного банка Китая выпустили требование к платежным системам провести расследование на тему того, не используются ли их сервисы для перевода денег в рамках криптовалютных операций. Как отмечают наблюдатели, пока не очень понятно, о чем конкретно идет речь и чего именно хочет банк, но важнее суть – власти усиливают давление на игроков рынка.
В Индонезии Центральный банк страны выпустил предостерегающее заявление о том, что любые попытки принять в оплату цифровые деньги или же расплатиться ими будут жестко пресекаться в соответствии с национальным законодательством. А в Индии налоговые и другие надзорные органы активно собирают данные о пользователях девяти криптобирж, работающих в стране. Площадки добавляют в целом по 200 тыс. новых пользователей ежемесячно, общее число трейдеров уже достигло нескольких миллионов человек. В скором будущем их ждет усиленное внимание к их активам со стороны фискальных органов. "Мы не можем делать вид, что ничего не происходит", -- прямо заявили налоговики.