Работает ли импортозамещение в фармацевтике

Доля жизненно важных лекарств отечественного производства на российском рынке достигла 84%, рассказал «Известиям» глава Минпромторга Денис Мантуров. Это максимум за всю историю измерений. Рост должен продолжиться и в этом году — до 90% по итогам 2018-го. По словам экспертов, это позволит добиться дальнейшего снижения цен на жизненно важные лекарства.

К этому заявлению главы Минпромторга у любого маркетолога и тем более экономиста возникает целый букет вопросов.
Прежде всего, в чем считалась указанная доля – в штуках или в рублях? То есть что происходило на самом деле – выросло реальное предложение либо изменилась структура цен? Если реальное предложение, то как складывали штуки – ампулы с коробками, упаковки с дозами? Если же рост измерялся в денежном выражении, то еще интереснее – на рынке медикаментов произошла какая-то отдельная инфляция для российских медикаментов, от которой отстали цены на зарубежные препараты, закупаемые за евро и доллары?
Второй момент – что понимается в этом анализе под «рыночной долей»? Она считалась по фактическим объемам продаж, объемам производства, запасам на полках аптек или еще как-то? Ведь весьма вероятна ситуация, что российские производители успешно затарили склады, а реальный спрос больше у зарубежных аналогов и раскупают их больше. Это как с санкциями на сыры: да, адыгейского сыра приходится теперь выпускать гораздо больше, но при этом люди активнее ищут оригинальные пармезан и моцареллу и привозят их из заграничных поездок.
В связи с этим вытекает третий вопрос – не стали ли нуждающиеся в жизненно важных лекарствах больше искать их в других странах? Интереснее ведь не объем предложения, а объем реального спроса в масштабах нации.
В-четвертых, какова структура каналов продаж? Дали ли такой прирост сети коммерческих аптек, относительно самостоятельно формирующие свою ассортиментную политику, либо государственным медучреждениям дали разнарядку брать отечественное?
В итоге заявление господина Мантурова больше повысило неопределенность, чем сняло ее. Возможно, российские фармацевтические производители укрепили свои позиции, а может – и совсем наоборот. Насколько же эта ситуация хороша для конечного потребителя – вообще непонятно.