Почему стройка и фармацевтика – лидеры по числу картелей

Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цариковский сообщил, что в 2017 году больше всего картельных дел ФАС возбудила на строительном и фармацевтическом рынках России. На строительную сферу приходится 24,8% дел, а на рынок лекарственных препаратов и медицинских изделий – 19%, пишет "Коммерсантъ".

В имеющейся ситуации нет ничего удивительного. Скорее, она только иллюстрирует текущее положение дел в этих двух отраслях.
Для того чтобы бизнесу было выгодно идти на картельные соглашения, должны соблюдаться два основных условия: рассматриваемый рынок, во-первых, хорошо структурирован (то есть игроков на нем или мало, или все они хорошо общаются и знают друг друга), а во-вторых, высокомаржинален.
По первому критерию – компаниям должно быть легко договариваться, не опасаясь, что кто-то из конкурентов нарушит соглашение. Для этого необязательно всем участвовать в каждом конкурсе. Просто должно быть понятно, что основные претенденты на конкретный заказ уже включились и договорились по его поводу. Теперь бессмысленно и некорректно мешать им заработать. Чтобы потом не мешали тебе.
В части второго критерия на рынке должна быть высока разница между выручкой и реальной (не показной) себестоимостью. В таких случаях поставщики могут разнообразно варьировать цену и устанавливать ее на удобном себе для конкретного тендера уровне. На рынках же с низкой маржой такие возможности ограничены, а компаниям выгоднее снизить цену на 0,5% и однозначно забрать себе покупателя.
Таким образом, российская стройка и фармацевтика – флагманы по структурированности и маржинальности. Действительно, игроки, если даже их и немало, все знакомы и умеют договариваться. А маржа, даже при падении спроса (в стройке как минимум), взывает зависть поставщиков других, более конкурентных товаров и услуг.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе "Блоги "ДП".