Оказались вне игры: накануне чемпионата мира по футболу в Петербурге сокращают количество мигрантов

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Петербург готовится к чемпионату мира по футболу, ужесточая правила пребывания в городе мигрантов. Восстановлению потока гастарбайтеров, без которых городская экономика пока не может обойтись, могут помешать новые федеральные законы.

Этот год может оказаться критическим для мигрантов, работающих в Петербурге. Поток рабочих из других стран, который в прошлом году начал восстанавливаться после девальвации рубля, в этом году попадает под законодательные ограничения, связанные в том числе с чемпионатом мира по футболу.
Петербург вошел в число городов, в которых с 25 мая по 25 июля 2018 года постановка иностранцев на учет по месту пребывания или регистрации по месту жительства будет осуществляться в течение 1 суток со дня их прибытия, а не 7 рабочих дней, как сейчас. Такие меры предусмотрены указом президента РФ от 09.05.2017 № 202, говорит Ольга Дученко, старший юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры". Для нарушителей этого порядка в Петербурге предусмотрен штраф от 5 тыс. до 7 тыс. рублей. Также иностранца могут выдворить за пределы России.
Напомним, чемпионат мира по футболу пройдет в России с 14 июня по 15 июля. Матчи будут сыграны на 12 стадионах в 11 городах страны, в числе которых и Петербург. В нашем городе пройдут игры Марокко — Иран (15 июня), Россия — Египет (19 июня), Бразилия — Коста-Рика (22 июня) и Аргентина — Нигерия (26 июня). Кроме того, город примет матч 1/8 финала, один из полуфиналов и матч за третье место.
В этом году будет ужесточен целый ряд законов по учету мигрантов. Так, на стадии представления поправок находится проект об ужесточении уголовной ответственности за фиктивную постановку на учет иностранца или лица без гражданства, рассказывает Ольга Дученко. На стадии предварительного рассмотрения - изменения в закон о миграционном учете, которые позволят работодателю снимать с учета уволенного мигранта.

Восстановление станет сложнее

В прошлом году количество мигрантов росло. Так, "Петростат", который опирается на данные о регистрации по месту жительства и месту пребывания, отчитался за 9 месяцев 2017 года: в Петербурге зарегистрировалось 22,3 тыс. мигрантов из стран СНГ, что на 71,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, покинуло город 10,3 тыс. человек, почти на 20% меньше, чем в прошлом году.
Миграционные потоки Петербурга со странами СНГ в январе-сентябре 2017 года
Источник: данные Петростата
Результаты этого года могут оказаться прямо противоположными. Россия уже сократила объем квот на выдачу разрешений на временное проживание почти на 20% по сравнению с 2017 годом, в 2018-м планируется выдать только 90,4 тыс. разрешений. Сокращение затронуло и Северо-Западный федеральный округ: квота на получение разрешения на временное проживание в 2018 году составила 6,6 тыс. против 9,3 тыс. разрешений в 2017 году. Это самое заметное снижение за последние годы, в 2016 году объем квоты составлял 10 тыс. разрешений, в 2015-м — 11,1 тыс.
Тем не менее дефицита рабочих рук в Петербурге и области не ожидается. "По группе компаний "Лосево" общая численность мигрантов никогда не превышала 5%, — говорит специалист по развитию ГК "Лосево" Валерия Иванова. — Преимущественно они устроены на молочном заводе и на фермах в качестве подсобных рабочих в соответствии с миграционным законодательством". Она подчеркивает, что основное производство группы расположено в Ленинградской области и находится далеко от города, поэтому руководство "Лосево" заинтересовано в трудоустройстве местного населения, а именно жителей Светогорска и поселка Лосево Выборгского района.

Уволить на всякий случай

Гораздо ощутимее для рынка труда Петербурга может оказаться изменение отраслевой структуры квот. Теперь, согласно постановлению правительства РФ №1467, с 1 января 2018 года для работы в розничных алкогольных или табачных магазинах можно нанять не более 15% иностранцев, на предприятиях, занимающихся пассажирскими и грузовыми автомобильными перевозками, — не более 28%. А в нестационарной торговле и на рынках мигрантам работать по найму с 1 января вообще запрещено — за прилавком может стоять только сам хозяин павильона при наличии патента. "Зато в сельском хозяйстве квота на использование труда мигрантов — до 50% рабочих мест", — отмечает Чермен Дзотов, основатель юридической компании "Дзотов и партнеры".
"Это что, толерантность такая? — возмущается владелец сети торговых павильонов Юрий Рагулин. — Дело в том, что исторически так сложилось, что на рынке овощей, например, работают азербайджанцы. Зачем это ограничивать, что это даст? Люди занимаются этим делом в 11-м поколении, они в этом разбираются. А вот я не понимаю, как сам пойду торговать овощами завтра". Он считает, что квоты в торговле приведут к тому, что многие уйдут в тень, при этом у них возрастут расходы, в том числе на взятки. А это отразится на цене товаров. "Что касается чемпионата мира по футболу, во-первых, он длится месяц, а во-вторых, я вообще не понимаю, как мой объект, условно говоря, в Зеленогорске на вокзале касается этого чемпионата", — заключает Рагулин. Петербургские правозащитники, которые работают с мигрантами, отмечают, что многие городские полицейские могут сказать по-узбекски "заплатите 5 тыс. рублей".
Владелец ООО "Монолит" Ашот Эфендиев рассказывает, что для торговли за прилавком привлекать иностранных граждан запрещено уже давно, с мая 2013 года. "Мы так не делаем, потому что это просто опасно: штрафы доходят до 800 тыс. рублей, — говорит он. — Запрет касается именно торговли за прилавком, на другие работы, если человек имеет патент, его нанимать можно. И мы привлекали иностранных электриков, грузчиков. Но теперь я их уволил на всякий случай".
О том, что участились проверки документов мигрантов, рассказывают источники в частных вузах, которые принимают на обучение иностранцев. Для работающих мигрантов из ближнего зарубежья платное обучение — один из способов легально оставаться в России. "Думаю, всех теперь поотчисляют, а скоро наш центр закроют совсем", — говорит сотрудница такого вуза. Она рассказывает, что студенты всегда нерегулярно ходили на занятия, но в последние несколько месяцев начались проверки и тех, кто пропустил несколько лекций подряд, руководство вуза начало отчислять.