Художественный беспорядок. Какие выставки пройдут в Петербурге в 2018 году

Роберто Себастьян Матта, "Разум, 1979
Автор фото: Пресс-служба Эрмитажа
Роберто Себастьян Матта, "Разум, 1979
Автор фото: Пресс-служба Эрмитажа

  

Cказать, что выставочные планы на 2018 год отличаются продуманностью, нельзя. Беспорядочность и случайность придают особое обаяние проектам, которые ожидают нас в новом году. Ни у больших музеев, ни у галерей нет долгоиграющих кураторских концепций. В отличие от 2017–го, на который пришлось столетие Октября, 2018–й не знает громких юбилеев. Вот в мае будет полвека студенческим волнениям 1968–го, но разве это наша чашка чая? В России этот год помнится вводом советских танков в Чехословакию, что, к счастью, никто не будет праздновать (по крайней мере широкомасштабно).
Планы Эрмитажа выглядят более цельно по сравнению с афишами других больших музеев благодаря работе с современным искусством. Грядут выставки знаменитого итальянского движения Arte Povera, одного из основателей московского концептуализма Ильи Кабакова и ключевой фигуры позднего сюрреализма Роберто Матта. Что это будут за проекты, пока ясно в самых общих чертах. Как бы то ни было, они обещают быть большими событиями.
В Русском музее в конце зимы открывается блокбастерная выставка, посвященная эпохе Екатерины II. Ей предшествовала экспозиция Жерара Делабарта — французского художника, жившего в России и прославившегося серией видов Москвы. Судя по тому, как остроумно и дельно были показаны эти уникальные материалы, новый проект должен быть чем–то из ряда вон выходящим.
Тональность для масштабных музейных проектов задает в этом году тот же Русский музей, а не Эрмитаж, как можно было бы ожидать. Именно в Русском последние годы основательнее и интереснее, чем где бы то ни было, работали со старым искусством. Зрелищна для широкой публики и познавательна для знатоков выставка о Генрихе Семирадском и русских художниках конца XIX века, живших или учившихся в Риме. Один из самых успешных художников мира, которого часто порицают за циничный китч, Семирадский представлен в Бенуа в одной компании с малоизвестными живописцами, не сумевшими, в отличие от него, покорить Рим и Париж. Забавна, симпатична и информативна ретроспектива Артемия Обера — скульптора–анималиста из круга мирискусников. Вереница зверей и птиц покорит сердца даже рьяных критиков модернизма.