Из столицы с любовью: как Москва вкладывается в петербургский рынок такси

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

В Петербурге работают сотни такси, купленных в Москве по специальной программе субсидий. Сумма в 250 млн рублей, которую столичные таксисты ежегодно получают от своей мэрии, становится серьезным конкурентным преимуществом при выходе на региональные рынки. "ДП" проанализировал реестр лицензий, выданных Смольным таксистам, и насчитал свыше 1,6 тыс. машин с московскими номерами.

В общей массе выданных лицензий число московских такси невелико. Но реально перевозками как бизнесом занимаются далеко не все петербуржцы, получившие лицензии. А москвичи едут к нам именно работать. Кроме того, около 35% лицензий выдано в Петербурге физическим лицам, большинство из которых возят людей от случая к случаю. Так что в итоге доля московских машин на нашем рынке такси уже перевалила за 10%. Как правило, речь идет именно о крупных столичных компаниях, которые теснят местных игроков, находясь в более выгодном положении за счет полученных от московских властей денег на покупку автопарка.
За последние годы количество разъезжающих по Петербургу автомобилей с московскими номерами заметно увеличилось. Списать это на сезонный туристический интерес москвичей к нашему городу никак нельзя: зарегистрированные в столице машины используются здесь подолгу, возвращаясь на родину только после многолетней эксплуатации.  
Эксперты связывают массовое появление московских номеров на петербургских улицах с введенным еще в 2013 году законом, по которому переоформление машины на нового собственника уже не требует смены госномеров. То есть, покупая машину в Москве, петербуржцы продолжают ездить с московскими номерами.
Еще одна большая группа петербургских машин с московскими номерами — автомобили, купленные корпоративными автопарками по лизинговым схемам. Зачастую московские лизинговые компании ставят их на учет в своем регионе.
Но все же самую значительную часть "иногороднего" парка составляют машины таксомоторных перевозчиков. Об этом часто говорят представители компаний-перевозчиков, но точными цифрами не располагает никто: в ГИБДД редакции "ДП" заявили, что такая статистика ведомством не ведется.

Московские схемы

Среди игроков рынка популярно мнение, что количество машин с московскими номерами в Петербурге — результат действующей в Москве локальной программы субсидий от Департамента транспорта на приобретение авто в лизинг. Поскольку такие бонусы возможны только в Москве, некоторые перевозчики получают машину по выгодной стоимости в столице, а затем перевозят авто для использования в Петербурге. "Получение субсидий снижает себестоимость автомобиля, и поэтому перевозчик, выходя на рынок в Петербург, имеет льготы и предлагает клиенту более выгодные условия", — комментирует ситуацию коммерческий директор компании "Тройка карс" Александр Малинин.
Размер московских субсидий таксистам кажется не очень большим — в среднем по 25 тыс. рублей на машину. Всего по этой статье за последний год мэрия потратила свыше 250 млн рублей, и большая часть купленных по этой схеме машин все же остаются в столице. Однако 1,6 тыс. "понаехавших" к нам такси бросаются в глаза. Особенно за счет специфических московских специальных госномеров для такси типа "аа 000 77". По Петербургу ездит около 1 тыс. таких машин.
Среди самых крупных питерских владельцев легковых такси с московскими номерами — компании-перевозчики "Сириус", "Евротранс", "Тройка Люкс", "2412". Но в этом же списке есть и фирмы, основная деятельность которых никак не связана с перевозками: например, ООО "Бухэксперт", позиционирующая себя как юридическая компания, оформила разрешение на перевозки для 67 автомобилей из Москвы. Узнать, с какой целью компания, предоставляющая юридические услуги, получила лицензию такси, редакции "ДП" так и не удалось — наши звонки "Бухэксперту" остались без ответа.

В гости без приглашения

Председатель некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков выражает опасения по поводу непрекращающейся "экспансии" машин, полученных с помощью московских дотаций: "Получая финансовую помощь от Москвы, перевозчик не стремится работать только в гиперконкурентном столичном рынке такси, поэтому параллельно он начинает работать в Санкт-Петербурге и других городах страны. В итоге наши питерские перевозчики находятся в неравных экономических условиях с московскими. Думаю, что количество автомобилей такси, приобретенных за счет субсидий правительства Москвы, будет только возрастать".
Единственный способ решения этого вопроса Вейков видит в изменении законодательства: "Закрыть свой рынок Смольный от московских перевозчиков не может, потому что по конституции у нас единое экономическое пространство. Поэтому выход отсюда один: Петербургу нужно делать аналогичные дотации, другого варианта нет".
В московском Департаменте транспорта "ДП" ответили сдержанно: "Субсидия на покупку машины в лизинг предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые зарегистрированы исключительно в Москве. Другое важное условие — действующее разрешение на таксомоторные перевозки в Москве".
Корреспонденты "ДП" указали столичным чиновникам на сотни конкретных машин, которые, получив лицензию в Москве, по которой владельцам полагается субсидия и специальный "таксистский" госномер, затем переехали в Петербург. Однако желания немедленно проверять эту информацию и принимать какие-то меры в словах москвичей не слышалось: "При поступлении информации о нарушениях она будет рассмотрена департаментом". Каким именно образом осуществляется контроль за нарушениями, в пресс-службе ведомства не пояснили.

Расчет окончен

Комитет по транспорту Петербурга тоже не смог внятно ответить на вопрос о зарегистрированных в Москве такси, лишь подтвердив, что среди всех 35 959 легковых машин с действующими разрешениями на таксоперевозки в Петербурге действительно есть и те, что получили номера в Москве.
В петербургской компании-перевозчике "Евротранс" рассказали, что существуют две возможные причины повышенного количества машин с московскими номерами на петербургском таксомоторном рынке. "Либо московские головные офисы открывают здесь филиалы и привозят сюда машины для дальнейших перевозок, либо петербургские компании берут машины в аренду у московских фирм для работы здесь", — сообщили в отделе безопасности компании.
"Не существует механизмов регулирования этой проблемы, а принцип "что законом не запрещено, то разрешено" остается действующим. Поэтому ничто не мешает московским перевозчикам получить разрешение в двух городах", — рассуждает Юрий Вейков. По словам эксперта, проблема усложняется еще из-за того, что все транспортные налоги от недобросовестных таксистов идут не в Петербург, где они работают, а в Москву, по месту регистрации автомобилей. "Хочется задать вопрос: почему бюджет Москвы тратится на увеличение объема перевозок в Петербурге?" — возмущается Вейков.
Треть московских машин, получивших здесь разрешение на перевозки, принадлежит ООО "Сириус", дочерней компании "Сигма", некогда крупного московского перевозчика, работавшего под брендом "Такси Некси", еще недавно одного из лидеров столичного рынка. Затем компания стала сотрудничать с "Яндекс.Такси": ее автомобили были брендированы символикой популярного агрегатора. Однако внешнее перевоплощение бизнесу не помогло. Сейчас "Сигма" при неплохом обороте в почти в 1,5 млрд рублей совсем не приносит прибыли, несколько лет подряд оставаясь убыточной. И хотя формально предприятие еще не ликвидировано, бывшие сотрудники "Такси Некси" заявляют о банкротстве фирмы, а популярное в Интернете видео с "кладбищем такси" в Москве показывает те самые машины, которые ранее принадлежали "Сигме".

Кроме того, компания отметилась еще и многомиллионным долгом предприятию "Восток-Авто" в Петербурге, которое подрядилось проводить техническое обслуживание машин "Сигмы". Разорившийся перевозчик не выплатил 6 млн рублей за сервис, о чем "Восток-Авто" заявил в своем иске, направленном в петербургский Арбитражный суд в августе.
Головная компания "Сируса" и "Сигмы" — "Асап транспортная компания" — по данным СПАРК потерпела в 2016 году убытки в 43 млн рублей, что отчасти объясняет невыплату долга истцу. Отметим, что уставной капитал "Асап" на 99% принадлежит зарегистрированной на Сейшельских островах "Авендэйл Ресорсиз Инк.". В результате иск был частично удовлетворен, однако долг по-прежнему остается непогашенным.
Нынешние руководители "Сириуса", "Сигмы", "Асап Транспортной компании" и "Такси Некси" казались недоступными для комментариев в ходе подготовки статьи. Как только они выйдут на связь, редакция "ДП" будет готова предоставить им слово.

Проблемы столичные

Ситуация с московскими госномерами в Петербурге далеко не всем кажется негативной: "Это скорее проблема московского бюджета: фактически город платит субсидии петербургским таксистам", — рассказал вице-президент Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов.
"Да, с одной стороны, при таком притоке московских машин получается не самая честная конкуренция. Но учитывая то, что в Петербурге на порядок выше качество услуг такси (расчет стоимости поездки до заказа вместо поминутной оплаты, принятой в Москве), то даже если москвичи и приезжают, им тяжело угнаться за качественным петербургским такси, тяжело влезть в этот рынок", — комментирует автоэксперт.
И действительно, даже хитрым московским перевозчикам, решившим выгодно купить машину в столице и перевезти ее в Петербург, бывает непросто осуществить свой план.
Так, получить субсидии от московского Департамента по транспорту, по мнению исполнительного директора компании "Таксиленд" Константина Макеева, задача хоть и выполнимая, но крайне сложная. Во-первых, на сбор всего пакета документов департаментом дается всего 2 недели: впрочем, отмечает собеседник, при большом желании уложиться в отведенное время реально, но в таком случае документы будут готовы всего за день-два до крайнего срока.

Во-вторых, отсутствует какая-либо норма по оформлению документации для получения субсидии. "Из-за отсутствия единого опубликованного стандарта заполнения документов мы столкнулись со сложностями. В день подачи заявки в департаменте нам указали на отсутствие письма Максиму Ликсутову (начальнику Департамента транспорта мэрии Москвы. — Ред.) с просьбой рассмотреть документацию для выделения субсидии. Мы сказали, что не знаем, в какой конкретно форме должно быть написано письмо, на что получили ответ: "это ваши сложности, в таком виде документы не примем".

Отказ перевозчику в департаменте мотивировали тем, что документация была заполнена неверно. По мнению исполнительного директора "Таксиленда", субсидии в принципе доступны только для "избранных": "существует определенный круг лиц, а маленьким компаниям туда проникнуть крайне сложно".
Наконец, положение москвичей ухудшается еще и тем, что в столице ведется какой-никакой контроль за рынком таксомоторных перевозок. В декабре, например, власти Москвы сообщили о 17 тыс. подмосковных машин, которые зарегистрированы как такси, но в реальности не занимаются перевозкой пассажиров. По предположениям Департамента транспорта, владельцы этих машин оформили лицензию для того, чтобы легально ездить по выделенным полосам для общественного транспорта.

По словам экспертов, и в Москве, и в Петербурге работают многочисленные фирмы-посредники, предлагающие оформить разрешение на перевозки такси за небольшую сумму и в короткие сроки. На вопрос, каким образом ведется контроль за деятельностью таких организаций, редакция "ДП" ответа не получила.