К концу 2017 года незакрытыми остаются более 1,3 тыс. ордеров на ремонт и строительство в Петербурге

К концу 2017 года незакрытыми остаются более 1,3 тыс. ордеров Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) на ремонт и строительство в Петербурге. Несмотря на многочисленные реформы системы выдачи ордеров ГАТИ, побороть необязательность подрядчиков и хаотичный подход к работе у некоторых заказчиков пока не удается

На конец этого года более 1,3 тыс. ордеров Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) остаются незакрытыми, подсчитал "Деловой Петербург" на основании открытых данных портала ГАТИ.
Ордер ГАТИ разрешает вести ремонтные или строительные работы на городских улицах. В нем указывается, какие это будут работы, на каком участке, как долго они могут продлиться. ГАТИ собирает заявки со всех возможных заказчиков работ. Среди них строительные и дорожно-строительные комитеты Смольного, энергетики, девелоперы, заказчики благоустройства и многие другие. Основная задача ГАТИ — составить единый график этих работ так, чтобы пешеходы и автомобилисты испытывали как можно меньше неудобств, а работы на одном и том же участке проводились одновременно. Проще говоря, важно, чтобы улицы перекрывали ненадолго, а трубы перекладывали до, а не после асфальтирования.  
За последние 5 лет работа ГАТИ претерпела множество реформ. Большинство из них инициировало само руководство инспекции, в частности ее глава Олег Зотов. Например, работу ГАТИ настроили так, чтобы на выдачу ордера уходило 12 дней, а не месяцы. Получать ордеры и отвечать за их соблюдение стали только заказчики работ, а не их многочисленные подрядчики. И, наконец, ГАТИ полностью перешла на электронный документооборот и запустила полную и открытую базу данных. Именно эта база позволяет анализировать результаты работы инспекции и городских заказчиков и подрядчиков за последние годы.
На основании этих данных "ДП" составил рейтинг часто срываемых работ и недобросовестных подрядчиков.
В ГАТИ поясняют, что у масштабных просрочек есть три основных причины. Первая и самая распространенная — судебные разбирательства между заказчиком и подрядчиком работ. Как известно, суды могут длиться годами. Все это время ни одна из сторон не торопится закрывать ордер.
Вторая распространенная причина — споры по поводу проектной документации. Такие разногласия тоже могут не разрешаться годами.
Третья причина — банкротство подрядной организации. В таких случаях закрытие ордера превращается в длительный процесс. К тому же обанкротившийся подрядчик, как правило, исчезает, и спросить оказывается не с кого.

Не умеют работать быстро

Как показал анализ открытых данных, чаще всего подрядчики срывают сроки кратковременных ордеров на срок до 10 дней. Если же на работы дается больше года, срывы встречаются не так часто. Вероятно, частая просрочка кратковременных работ связана с тем, что многие из них — аварийные. Подрядчики выходят устранять прорыв трубы или разрыв кабеля и точно не знают, сколько времени на это уйдет.  
Также имеется даже два десятка примеров просрочки работ на 5 лет и несколько примеров ордеров, не закрытых уже на протяжении 10 лет. Так и не справились с работами "ИВИ-93", "Петростройпроект", Восточно-Европейская финансовая корпорация и другие давно ликвидированные компании.
Среди компаний, которым на работы выделялось больше 4 лет, незакрытые ордера — редкость. Впрочем, есть и такие. Например, уже на 13 месяцев просрочен ордер компании "ТДВ-Авто" на ограждение участка на ул. Коммуны для предотвращения несанкционированного доступа, хотя срок ордера был более чем внушительным — 8 лет.  
Весь перечень таких примеров можно изучить в инфографике "ДП".

Участь энергетиков

В рейтинге компаний, которые просрочили ордера на максимальные сроки, традиционно лидируют энергетики. Лидера рейтинга, "Ленэнерго", накануне оштрафовали на 750 тыс. рублей за нарушения культуры производства работ на инженерных сетях, расположенных в районе дома №1/4 по Невскому проспекту. В инспекции указали на "небезопасный проход пешеходов, отсутствие ограждения зоны производства работ ставило под угрозу жизнь и здоровье горожан".
Ранее, 13 декабря, в ГАТИ сообщали о возбуждении административного дела в отношении "Ленэнерго". Причиной стали земляные работы компании на перекрестке Невского проспекта и Адмиралтейского проезда. Компания выкопала там траншею, которую людям приходилось обходить по дороге. В прошлом году ГАТИ выписала "Ленэнерго" штрафы на 17 млн рублей.
Еще одна ресурсоснабжающая компания, ГУП "Водоканал", накануне получила аналогичный штраф на 700 тыс. рублей. Инспекторы обнаружили 31 нарушение при выполнении "Водоканалом" работ на улице Харченко, на участке от улицы Капитана Воронина до Полюстровского проспекта.
ГАТИ тоже составляет собственный рейтинг заказчиков и подрядчиков, которые не придерживаются сроков ордеров. Он разделен на зеленую, желтую и красную зону. Вести этот рейтинг в ГАТИ начали в 2014 году. Как тогда, так и сейчас он лишь носит наглядный характер. Подрядчикам и заказчикам не грозят санкции за постоянное присутствие в красной зоне.

Заборы и то, что за ними

ГАТИ дает разрешения на десяток разных видов работ. При этом, судя по результатам аналитики "ДП", сложнее всего подрядчикам справляться с тремя видами работ: земельные работы (в основном их выполняют энергетики после аварий), установка временных ограждений (заборы на территориях, принадлежащих городу) и восстановление благоустройства (например, высадка газона после дорожных работ).
Причем просроченных ордеров на восстановление благоустройства — более 700 штук, а действующих — всего 51. Иное соотношение в других двух случаях. Просроченных ордеров на земельные работы 1,4 тыс., но и действующих немало — 950. На установку ограждений просрочено вдвое больше ордеров (около 800 штук), чем действует (около 350 штук).
В случае с восстановлением благоустройства причина понятна. Агротехнические сроки предполагают, что восстановить благоустройство можно только в теплое время. Иногда подрядчик не успевает сделать это из-за сурового петербургского климата. Проблема с земельными работами схожа с той, что описана в первом разделе.  
Удивляет, пожалуй, ситуация с ограждениями. В 2016 году строителей освободили от бюрократической процедуры: им больше не нужно получать ордер на установку забора на территории, которая находится в их собственности. Достаточно разрешения на сами работы. Таким образом, число ордеров на установку забора значительно сократилось. Тем не менее с ними по-прежнему возникают проблемы.  
Ордера по типам работ
Источник: ГАТИ