Наметился позитивный тренд. Петербургский рынок розничной торговли начал оживать

 

К концу 2017 года петербургский рынок розничной торговли, особенно продуктовый, стал оживать. Понятно, что продовольственные ретейлеры легче переживают кризис, чем их коллеги из других сегментов розницы, но даже и у них последние 2 года были тяжелыми.
Ретейлеры отмечают, что год выдался тяжелым, особенно у одежных сетей. Люди по–прежнему экономят, растет доля населения, покупающая товары по акциям, уровень доходов населения продолжается снижаться, и подъема покупательской активности в 2018 году они не ждут. Но есть и позитивный тренд: в этом году оборот розничной торговли впервые за 2 года показал положительную динамику.
Однако осень прямо изобиловала позитивными новостями: в ноябре финская Prisma заявила о разморозке планов своего развития, в декабре сеть "Верный" приняла решение о возобновлении программы открытия новых магазинов. Петербургский бизнесмен, основатель "Техношока" Виктор Гордейчук заявил об активной экспансии своего второго розничного актива — сети магазинов оптики "Счастливый взгляд" и выходе премиального проекта "Реноме" на федеральный уровень. В этом году открыли свои первые магазины в Петербурге московские сети АВ Daily и Hoff. Такие новости за последние пару лет стали редкостью.

Цитата года

Мы вступили в эпоху "черрипикеров" (охотников за промоакциями. — Ред.). Их доля, по нашим прогнозам, увеличится до 25%. В то время как в 2011 году таких было всего 3%. Количество промоакций ощущается торговлей как критическое. Мы попали в замкнутый круг.
Илья Ломакин–Румянцев
председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (из интервью газете «КоммерсантЪ»)
Автор: Петр Ковалев/ТАСС

Скандал года

" Юлмарт " на тропе войны
Битва акционеров за "Юлмарт", длившаяся с начала 2016 года, в этом году перешла в новую фазу. Против одного из совладельцев компании, Дмитрия Костыгина, возбудили уголовное дело и посадили под домашний арест до 14 февраля 2018 года. Ретейлер продолжает терять свои позиции и начал продажу активов.
Корпоративный конфликт акционеров "Юлмарта" из–за разных взглядов на развитие бизнеса, в котором по одну сторону оказались Август Мейер и Дмитрий Костыгин, а по другую — Михаил Васинкевич, в этом году вышел на новый уровень.
По заявлению Сбербанка в отношении Дмитрия Костыгина возбуждено уголовное дело в сфере мошеннического кредитования в особо крупном размере. По версии следствия, при заключении со Сбербанком кредитного договора на 1 млрд рублей бизнесмен предоставил заведомо ложные сведения о финансовом состоянии "Юлмарта".
В итоге Дмитрия Костыгина посадили под домашний арест до 14 февраля 2018 года. Позиции компании и так ухудшались из–за конфликта собственников — в 2016 году компания утратила лидерство, уступив его Wildberries, а после ареста Дмитрия Костыгина к "Юлмарту" посыпались иски от контрагентов.
Выручка группы сократилась с 62,7 млрд рублей в 2015 году до 50 млрд в 2016–м. В компании отмечают, что это связано с продажей No Limit Electronics (ТМ "Триколор ТВ"), годовой оборот которой более 12 млрд рублей.
Прогноз по выручке на 2017 год "Юлмарт" не дает.
Последние месяцы компания занимается оптимизацией затрат на логистику и аренду. На продажу выставлен один из старых центров исполнения заказов "Юлмарта" площадью 6 тыс. м2 на проспекте Сизова. Однако есть и позитивная новость для ретейлера. СК Петербурга в конце ноября прекратил уголовное дело, возбужденное год назад по статье "уклонение от уплаты налогов" более чем на 200 млн рублей.
Глава Х5 Retail Group Игорь Шехтерман планирует в марте 2018 года открыть «Перекрестки» на местах супермаркетов «О'Кей».
Автор: Антон Ваганов

Сделка года

У Х5 Retail Group все "О’Кей"
"О’Кей" под занавес уходящего года заявил о продаже своих супермаркетов лидеру рынка Х5 Retail Group. Ретейлер решил развивать только гипермаркеты и дискаунтеры.
Владельцы "О’Кей" Борис Волчек, Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий, не найдя покупателя на всю сеть целиком, решили продать формат супермаркетов.
Покупателем стал лидер рынка Х5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), предварительно получив одобрение ФАС России.
В сделку вошли 32 супермаркета, 18 из которых расположены в Петербурге. Также в сделку включено 14 объектов недвижимости (здания супермаркетов, из них 13 в Петербурге), принадлежащих ГК "О’Кей". Стороны не разглашали сумму сделки, но, по оценкам экспертов, она могла составить 7–8 млрд рублей.
В марте 2018 года на местах супермаркетов откроются "Перекрестки" Х5 Retail Group.
"О`Кей" намерен сосредоточиться на развитии гипермаркетов и дискаунтеров. Большая часть средств от продажи будет направлена на открытие новых объектов. Оставшиеся пять супермаркетов, не вошедших в сделку, будут переформатированы в компактные гипермаркеты.
ГК "О’Кей" растет за счет дискаунтеров. За 9 месяцев 2017 года чистая розничная выручка этого формата выросла на 95,9%, до 7,2 млрд рублей, в то время как выручка гипер– и супермаркетов сократилась на 0,9%, до 118,2 млрд рублей.
Ярмо Паавилайнен, генеральный директор сети Prisma.
Автор: Антон Ваганов

Возвращение года

Финская Prisma объявила разморозку
Финская корпорация SOK разморозила планы развития сети Prisma в России. Ретейлер откроет в Петербурге 20 магазинов к 2022 году, увеличив сеть с 16 до 36 объектов.
Российское представительство финской корпорации SOK объявило обновленную стратегию развития сети Prisma в России: к 2022 году ретейлер откроет в Петербурге и Ленинградской области до 20 новых объектов. В настоящий момент сеть насчитывает 16 магазинов: шесть гипер– и 10 супермаркетов.
Причем сеть решила сосредоточиться на новом для себя формате в России — магазинов у дома. По словам генерального директора ООО "Призма" Ярмо Паавилайнена, первые объекты откроются уже в следующем году, в настоящее время компания занимается поиском подходящих помещений (от 500 м2). Компания не раскрывает инвестиции, но, по оценкам экспертов, запуск одного магазина может обойтись в 15–20 млн рублей.
Финская сеть заморозила планы развития осенью 2014 года в связи с кризисом, хотя с выходом в 2008 году на российский рынок заявляла о намерениях довести сеть до 30 объектов.
За последние 2 года компания сокращала торговые площади в Петербурге из–за падения покупательского спроса. В 2015 году был закрыт магазин в ТРК "Континент" на Байконурской улице. Также Prisma вышла из проекта ТРЦ "Охта Молл", где планировала открыть магазин, в итоге это место заняла "Лента". Позже ретейлер переуступил "Интерторгу" права аренды супермаркета в ТРК "Меркурий" в Колпино.
Возможно, новые планы Prisma связаны с тем, что доля сети на домашнем рынке, где она занимает лидирующие позиции, уже превышает 47% и из–за ограничений в конкуренции на том рынке уже невозможно развиваться. Также SOK планирует открытие в Петербурге и новых отелей.

Темная лошадка

В Петербург вышла сеть "Красное и белое"
Крупнейшая в стране сеть алкомаркетов "Красное и белое" в апреле вышла на петербургский рынок. Сегодня в городе у нее 21 магазин. Челябинская сеть одна из самых быстрорастущих в России, по версии Infoline. Руководство ретейлера поставило цель — открыть в Петербурге по одному магазину на каждые 10 тыс. жителей, таким образом "Красное и белое" намеревалось открыть в городе всего 500 объектов. В 2015 году в интервью РБК глава компании Сергей Студенников утверждал, что на завоевание петербургского рынка "Красному и белому" потребуется 3–5 лет, инвестиции в открытие одной точки он оценил в 10 млн рублей.
Сегодня сеть состоит из 4,7 тыс. магазинов почти в 50 регионах. В начале 2015 года количество магазинов не превышало 2 тыс. точек. Ассортимент включает не только алкоголь, но и бакалею, молочные и мясные продукты, кондитерские изделия. Игроки рынка воспринимают приход такого сильного игрока как угрозу. Низкие цены, активная экспансия — в итоге сеть успешно соперничает не только со специализированной алкогольной розницей, но даже с федеральными продовольственными сетями.

Отставка года

Андрей Нор–Аревян покинул X5 Retail Group
В апреле неожиданно для подчиненных глава Северо–Западного дивизиона сети "Пятерочка" (входит в Х5 Retail Group) Андрей Нор–Аревян покинул свой пост. Вместе с ним ушел и директор по развитию сети Николай Тимичев. Оба пришли в Х5 Retail Group в начале 2014 года из "Дикси". Уход Нор–Аревяна стал полной неожиданностью для филиала: показатели "Пятерочки" на Северо–Западе хорошие, ничего не предвещало смену руководства.
Топ–менеджеры Х5 высказывали несколько версий ухода Андрея Нор–Аревяна. Одни предполагали, что он мог превысить служебные полномочия, другие подозревали конфликт со службой внутренней безопасности компании.
Андрей Нор–Аревян родом из Ростова–на–Дону, в Петербурге живет более 8 лет. В рознице трудится примерно 12 лет. Место Андрея Нор–Аревяна занял директор Уральского филиала Х5 Сергей Саченко.

Угроза года

Покупка аптечных сетей москвичами
Петербургский аптечный рынок в этом году кардинально изменился. Из рейтинга 10 крупнейших аптечных сетей Петербурга, который составляет компания RNC Pharma, выбыли "Здоровые люди" и "Лекрус", место выбывших заняли растущие сети "Алоэ" и "Фиалка". Город пережил масштабную экспансию федеральных сетей, которая закончилась рядом сделок. Федеральные сети поглотили игроков, рыночная доля которых снижалась. Например, ГК "Эркафарм" ("Доктор Столетов" и "Озерки") пополнила свой портфель сетью "Радуга — Первая помощь", аптеки "Родник здоровья & ЛекОптТорг" объединились с сетью "Для бережливых", структуры, связанные с аптечной сетью "36,6", купили аптечную сеть "Фармакор". Активная ротация компаний подстегнула интерес и других федеральных игроков. В Петербург пришли аптечные сети "Неофарм" и "Вита", компания "Мега Фарм" (сети "А–Мега" и "Да, здоров!").

Сюрприз года

Основатель "Пятерочки" Андрей Рогачев запустил новый проект
Основатель "Пятерочки" петербургский миллиардер Андрей Рогачев и бывший совладелец сообщества предпринимателей "Бизнес–молодость" Александр Волчек запустили онлайн–площадку оптовой торговли продовольствием "Агро24", сообщил РБК. Это торговая платформа и аналитический центр о ценах на продукты питания. Площадка объединяет поставщиков, ретейлеров и посредников и проводит расчеты между ними. Поставщик может выставить на продажу свою продукцию, указав ее точные характеристики, и предложить свою цену, а ретейлер — описать необходимые ему критерии товара и выбрать подходящий. Контактные данные сторон не разглашаются до подтверждения ими фактической сделки. За отказ от сделки после заключения договора каждая сторона платит неустойку. Модель бизнеса "Агро24" похожа на 1688.com, который входит в Alibaba Group.