Транспортный комплекс Петербурга греется на углях

 

Предприятия транспортного комплекса Петербурга и Ленобласти завершают 2017 год на позитиве: грузооборот почти по всем видам транспорта растет. Впрочем, докризисного уровня транспортные компании пока еще не достигли ни по обороту, ни по прибыли. Спрос на перевозки растет прежде всего со стороны экспортеров. А экспорт хотя и увеличивается уже несколько лет подряд, тем не менее все еще никак не может компенсировать многократное обрушение импорта, который в этом году наконец–то прекратил падение и начал расти. Первыми этому тренду обрадовались автоперевозчики, демонстрирующие самые скромные темпы прироста в пределах 4%.
Автоперевозчики немного прирастают на контейнерных перевозках, но основной прирост получается в основном за счет увеличения числа перевозок стройматериалов: песка, щебня и т. п. Бодрее автомобилистов, 6,5%, прибавляют железнодорожники. Они энергично везут в порты уголь — он бьет рекорды по объему перевалки в портах на Балтике. А быстрее железнодорожников наращивают обороты морские перевозчики, вывозящие из России кроме угля еще и пиломатериалы, зерно, металлы и металлолом. Вопреки положительному тренду идут только судоходные компании, перевозящие грузы по внутренним морским путям. Причина этому — обмеление рек и деградация инфраструктуры.
Фонд поддержки авиакомпаний должен быть в пределах 2 млрд рублей, этого будет вполне достаточно. Будут прорабатываться и другие решения, которые не дадут дополнительной нагрузки на тариф для пассажиров или на авиакомпании.
Максим Соколов
министр транспорта РФ
Автор: Лев Феодосеев/ТАСС

Скандал года

Без лишнего веса
Автоперевозчики отстояли право работать по закону, что позволило им нарастить обороты и прибыльность самосвальных перевозок инертных строительных материалов.
С конца октября инспекторы ГИБДД и регионального Ространснадзора устроили облаву на грузоперевозчиков на предмет перевеса инертных стройматериалов, которые они возят с областных карьеров на городские стройки.
Штрафы, которые получили транспортные компании, исчисляются миллионами рублей. Некоторые перевозчики вынуждены полностью остановить работу. Неожиданно на стороне правоохранителей выступила профессиональная ассоциация — Центр объединения грузоперевозчиков "Грузавтотранс" и примкнувшие к ней перевозчики. От имени ассоциации направлены обращения в Генпрокуратуру, территориальные управления антимонопольной службы, начальнику полиции по Петербургу и Ленобласти, а также в другие контролирующие органы.
В обращениях грузоперевозчики указывали нарушителей закона, маршруты, по которым ездят нарушители. Более того, грузоперевозчики выставили владельцам карьеров требование загружать самосвалы строго по нормативам. В итоге цены на стройматериалы взлетели на 10–40%, объемы перевозок сократились почти вдвое, а тарифы на транспортировку выросли на 70%. Некоторые застройщики заговорили об увеличении цен на квартиры.
Но такая попытка давления на жалость не смутила перевозчиков. По их словам, транспортные расходы в стоимости жилья не превышают 5%.
В результате перевозчики нарастили прибыльность бизнеса и готовы инвестировать в увеличение подвижного состава, чтобы удовлетворить потребность застройщиков в песке и щебне.

Разочарование года

Терминал отдал концы
Валерий Израйлит, арестованный по подозрению в хищении средств при строительстве порта в Усть–Луге, теряет свой самый ценный актив — терминал «Юг–2» в порту Усть–Луга стоимостью 4,8 млрд рублей. Терминал, погрузо–разгрузочное оборудование числилось на балансе ОАО «Транспортно– логистический комплекс» (ТЛК). Обществу также принадлежит 74 % акций стивидорной компании «Морской торговый порт Усть–Луга» (оператор терминала «Юг–2») с годовым оборотом 1,8 млрд рублей. В ноябре временно исполняющим обязанности генерального директора АО назначен Евгений Савкин. ТЛК допустило просроченную задолженность по кредитам Сбербанка на 5,2 млрд рублей. Петербургский арбитраж признал ТЛК банкротом, в ноябре начато конкурсное производство, в результате которого все имущество ТЛК будет выставлено на торги. И, скорее всего, «Юг–2», очищенный от долгов, достанется новому собственнику.

Сделка года

Банк вошел в порт
Лица, аффилированные с Промсвязьбанком братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых, установили контроль над выборгским портом — последним активом опального бизнесмена Виталия Архангельского. Стоимость порта оценивается в 1 млрд рублей. А кредитов под него выдано на 4,5 млрд рублей плюс 1,5 млрд рублей неуплаченных процентов. Новый собственник — ООО «Порт Выборг» — намерен инвестировать 700 млн рублей в капитальный ремонт причалов, расширение территории, оборудование для обработки контейнеров, а также в запуск пассажирского сообщения. Все это, по оценкам нового собственника, позволит утроить грузооборот. Порт в Выборге ежегодно переваливает около 1,5 млн т грузов, что меньше 1% совокупного грузооборота всех портов Петербурга и области. Львиную долю (75 %) в грузообороте порта составляют уголь и минудобрения. Годовой оборот — свыше 500 млн рублей, чистая прибыль — 100 млн рублей.

Сюрприз года

Обновил максимум
Петербургский аэропорт Пулково пошел на новый рекорд. Воздушная гавань Северной столицы с 1 января по 8 ноября 2017 года обслужила 14 283 585 пассажиров, что превышает максимум, достигнутый по итогам 2014 года: 14 264 732 человека. По количеству принимаемых пассажиров Пулково занимает четвертое место в России после аэропортов столичного авиаузла. Восстановление рынка воздушных перевозок в России и положительной динамики пассажиропотока началось в III квартале 2016 года. Но если тогда прирост казался внушительным в первую очередь на фоне низкой базы предыдущих лет, то сейчас уверенный рост пассажиропотока аэропорта обусловлен в первую очередь активной работой оператора аэропорта «Воздушные ворота Северной столицы» и администрации Петербурга по расширению маршрутной сети и привлечению новых авиакомпаний как по внутренним, так и по международным направлениям.