Надежды зарубежных и местных компаний, инвестировавших 48 млн евро в производство пассажирского транспорта в Петербурге, не оправдались

Крупные европейские и российские промышленники инвестировали 48 млн евро в производство пассажирского транспорта в Петербурге, рассчитывая на закупки со стороны города. Но надежды не оправдались.

Из–за отсутствия у Смольного четкой стратегии развития городского транспорта в Петербурге закрылось большинство производителей подвижного состава для общественного транспорта. А те, кто остался, существуют за счет поддержки материнских компаний или числятся производителями номинально. Не имея ни основных средств, ни персонала, они перебиваются случайными заказами от города и могут лишь собирать технику из импортных комплектующих.
И это при том, что Смольный по инициативе губернатора Георгия Полтавченко несколько лет назад решил все для нужд города закупать у местных производителей. Тем не менее большую часть бюджетных средств, расходуемых на приобретение подвижного состава (на это выделяется без малого 6 млрд рублей в год), получают производители из других регионов. Местным компаниям достается меньше 30%, а остальные 70% делят производители Московской, Саратовской, Вологодской, Волгоградской областей.

Трамваи, троллейбусы и вагоны

Единственной площадкой в Петербурге, у которой сохраняются мощности для сборки трамваев, остается созданное "Трансмашхолдингом" и французской Alstom в 2012 году совместное предприятие "ТрамРус". Объем инвестиций оценивался тогда в 30 млн евро.
Предполагалось, что завод, расположенный на территории Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ, принадлежит "Трансмашхолдингу"), сможет выпускать около 100 трамваев в год для регионов РФ и стран СНГ. В настоящее время предприятие не осуществляет их сборку, продолжая обслуживать четыре трамвая Alstom Citadis 301 CIS, поставленных на линии Петербурга.
Производственная площадка является многопрофильной, подчеркивает гендиректор "ТрамРус" Евгений Голубев, и может использоваться для организации сборки различной техники для городского рельсового транспорта. Сейчас, например, на ней производятся вагоны для петербургского метрополитена.
Бороться за городские заказы с "ТрамРус" и ОЭВРЗ пытается группа "Кировский завод" Георгия Семененко. Она в 2013 году подписала с властями Петербурга меморандум о модернизации городского транспорта. В числе возможных путей сборки электротранспорта рассматривалась организация совместного производства с украинским Крюковским вагоностроительным заводом. Предполагалось, что, работая в одну смену, в год российско–украинское предприятие будет выпускать 100 вагонов метро или трамваев, а также 50 вагонов межрегиональных или дизель–поездов (с возможностью удвоения производства за счет ввода дополнительных смен). Но заказов не последовало, и в 2016 году Кировский завод вышел из альянса.
Также Кировский завод создал совместное предприятие с чешской Skoda Transportation по производству вагонов для петербургского метрополитена и трамваев. Стороны заявляли об инвестициях в объеме 9 млн евро. Однако предприятие перебивается случайными заказами на вагоны метро, а новостей о производстве трамваем совместно со Skoda так и не было. Представитель Кировского завода воздержался от комментариев относительно перспектив сборки трамваев и троллейбусов предприятиями группы, отметив, что пока ясности с этим направлением нет.
Другие конкуренты компании "ТрамРус" давно обанкротились. Так, "Вагонмаш", производивший вагоны, обанкротился в 2013 году. Территорию завода на Московском пр., 115, приобрел "ЛенСпецСМУ" Вячеслава Заренкова под жилищную застройку. В том же году обанкротилась "дочка" "Вагонмаша" — Петербургский трамвайно–механический завод. Его имущество, в частности 18,6 га на Чугунной ул., 2, летом 2014–го выкупило ООО "Внутреннее техоснащение емкостей" также под жилую застройку.

Автобусы откинулись

Компания Scania свернула производство автобусов в Петербурге в 2010 году. С 2002–го компания, вложившая в создание площадки около 9 млн евро, собрала более 1 тыс. автобусов, из которых, однако, власти Петербурга приобрели лишь 80. Городской "Пассажиравтотранс" (имеет автопарк 1,9 тыс. автобусов) эксплуатирует 51 автобус Scania.
Планов по возобновлению производства автобусов у Scania нет, говорит представитель марки, но компания развивает сотрудничество по этому направлению с группой "ГАЗ". С начала сотрудничества в 2004 году Scania поставила группе более 2,2 тыс. шасси для автобусов марки "ЛиАЗ".
Неудачный опыт вывода на петербургский рынок автобусов был и у Кировского завода. В 2013 году группа приобрела контрольный пакет германского производителя городских автобусов Goppel Bus. Автобус для тестовой эксплуатации даже передали Петербургу, а к 2015 году планировалось наладить их производство на Кировском заводе. Однако уже в ноябре 2014 года группа заявила о банкротстве германского завода.
Логику основного петербургского клиента — городского правительства — понять сложно. Такое впечатление, что каждая закупка новой техники осуществляется в первую очередь из имиджевых, а не стратегических соображений. Например, бесконтактные троллейбусы, которые должны были предназначаться для Невского пр., судя по всему, пока будут работать в Приморском районе. То же самое и с электробусами. По проекту трамвая в Красногвардейском районе: на словах город заинтересован, а на деле проект получает огромное количество бюрократических преград.
Михаил Чаплыгин
генеральный директор "Auto–Dealer–СПб"
Можно вспомнить "Вагонмаш", который похоронили, хотя он мог производить трамваи и, может быть, даже лучше, чем белорусы. Окупаемость производства общественного транспорта равна "минус бесконечность". Завод, а это не 1 млрд рублей, может быть создан, когда есть окупаемость. Все эти проблемы обусловлены необходимостью рентабельной работы пассажирского транспорта. Рентабельность напрямую зависит от доходов населения. Если доходы падают, а себестоимость из года в год растет, то происходит все больший разрыв между желанием города получить удобный пассажирский транспорт и возможностями предприятий, которые могут такой транспорт произвести.
Василий Киселев
председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров