Потерпев неудачу в продаже сладостей, владелец сети магазинов "Хороший чай" Дмитрий Сорокин решил заняться оптом

Автор фото: Евгений Грин
Чайные церемонии при магазинах помогают продавать больше. Дмитрий Сорокин, владелец сети «Хороший чай», попробовал торговать сладостями и не преуспел. Продажи чая надежнее.

 

Владелец сети магазинов "Хороший чай" Дмитрий Сорокин открыл оптово–розничный магазин в Петербурге. Новая точка площадью 40 м2 находится на проспекте Стачек в отдельном нестационарном павильоне. Всего в сети девять точек, а также магазин под брендом Teartroom.

От роста не зарекайся

"Совсем недавно я зарекался, что больше не буду открывать розничные магазины, что я устал, но тут нашлось помещение, удалось договориться по всем условиям аренды, — говорит Дмитрий Сорокин. — Две недели мы мыли, чистили, расставляли мебель и теперь открываемся".
Дмитрий поясняет, что новый магазин задуман как оптово–розничный, на ценниках будет две строки. Первая — обычная розничная цена, такая же, как и во всей сети. Вторая цена — оптовая, на 30–40% ниже. Она будет действовать для крупных покупок, выше определенного веса и при заказе сразу нескольких позиций. Открытие магазина обошлось в 2 млн рублей, владелец рассчитывает, что оборот этой точки будет заметно выше, чем в остальных магазинах. И окупить инвестиции он планирует уже за полгода. "Мы работаем всего 6 дней и уже на 3–й день вышли в ноль. А выручка каждый день растет", — говорит Сорокин.
Предприниматель поясняет, что идея появилась как ответ на перемены в чайной культуре. "Дело в том, что чай в китайской традиции становится все более популярным, понятным широкому кругу потребителей. Люди стали разбираться в сортах и способах ферментации, появился соблазн найти лучшую цену, заказать чай через Интернет напрямую от производителя, вместо того чтобы покупать в розницу, — рассуждает Дмитрий Сорокин. — При этом желание за те же деньги получить больше часто оборачивается неудачами: заказ из Китая — это кот в мешке, проверить качество до прихода посылки в Россию невозможно".
Предприниматель рассчитывает привлекать как раз таких клиентов, которые разбираются в чае и готовы покупать не на пробу, а про запас.
Первая точка сети магазинов китайского чая "Хороший чай" появилась в 2010 году в павильоне на проспекте Ветеранов, Дмитрий Сорокин открыл ее вместе с Вероникой Данилишиной.
Спустя 3 года работы оборот компании вырос до 19 млн рублей, предприниматели начали продавать франшизу бывшим сотрудникам и довели число точек до девяти.
В начале 2016 года Дмитрий Сорокин решил рискнуть и попробовать себя в новой сфере, около 700 тыс. рублей он вложил в небольшой кондитерский магазин. Но сделать его прибыльным не удалось: свежие десерты со сроком годности 3 дня чаще всего не успевали продать. В итоге сотрудники "Хорошего чая" наелись тортов, а кондитерский магазин закрыли.

Тайвань и травы

По данным агентства Nielsen, россияне пьют немало чая: как минимум 1,5 чашки в день. Объем чайного рынка в России оценивают не менее чем в 50 млрд рублей, но большая часть приходится на пакетированный чай, доля премиального заварного чая — всего около 1%.
Среди крупных игроков петербургского рынка чая — сети "Море чая", "Кофейная кантата", "Унция", также в городе около 50 небольших одиночных магазинов. Среди новых участников рынка — компания "Чайных дел", которая занимается поставками чая, ее оборот составляет 3 млн рублей в год. Владелец фирмы "Чайных дел" Александр Карасев, как и Дмитрий Сорокин, создают вокруг магазинов сообщество, проводят чайные церемонии и организуют чайные клубы. Таким образом они формируют пул покупателей и обеспечивают магазины выручкой. Большая часть ассортимента петербургских чайных магазинов — из Китая, Тайваня и др., российских производителей не так много.
Их ряды недавно пополнил основатель компании "Медовый дом" Антон Георгиев. Он вложил 50 млн рублей в производство травяных чаев нескольких сортов — "Новгородский", "Кавказский", "Крымский" и другие.
Российские производители обычно специализируются не на самом чае, а на фитосборах и травяных настоях — из зверобоя, облепихи, иван–чая и других трав.