Пять лучших проектов "Биржи стартапов" в 2017 году

Автор фото: Коллаж: Валентин Беликов, Алена Марченко

"ДП" представляет пять участников "Биржи стартапов" 2017 года, получивших финансирование.

Идея "Биржи стартапов" родилась у главного редактора газеты "Деловой Петербург" Максима Васюкова весной 2014 года. Самая первая "Биржа" прошла в рамках ежегодного конкурса "Молодые миллионеры" в марте того же года: миллионеры — участники конкурса рассказывали о своих новых идеях миллиардерам в жюри, надеясь найти среди них партнеров и инвесторов.
Первыми участниками "Биржи стартапов" были петербургские бизнесмены Александр Вайнштейн, Федор Тюрин и Вячеслав Бермуда. В августе 2014 года проект заработал в полную силу: каждый месяц 12 членов жюри, в числе которых венчурные инвесторы, представители различных фондов, бизнес–ангелы и владельцы крупных компаний, слушают презентации шести проектов, ищущих инвестиции. За это время участниками проекта становились стартапы не только из Петербурга и Москвы, но и из США, Финляндии и Эстонии.
Общее мнение членов жюри о спецпроекте "ДП" высказывает Андрей Лушников: "Биржа стартапов" — это способ хорошенько встряхнуться и зарядиться энергией молодых. Для стартапов это хорошая возможность получить экспертные мнения от собственников бизнеса. Если бы у меня в начале нашего пути, 20 лет назад, была возможность участвовать в подобном мероприятии, это точно пошло бы на пользу". Так сложилось, продолжает бизнесмен, что для него лично выгода от участия в "Бирже стартапов" стала прямой: он познакомился с молодым предпринимателем Андреем Ковалевым, они создали совместное предприятие — ООО "Франшиза Бенуа", которое развивает Школу Бенуа.
В этом году инвесторов нашли 12 стартапов, партнеров и клиентов — еще 23. Общая сумма инвестиций в проекты участников этого года составила 80 млн рублей. Еще несколько сделок будут закрыты в 2018 году: проекты находятся в стадии переговоров с инвесторами. Так, стартап "Музей СССР" нашел потенциального инвестора среди ньюсмейкеров "ДП" — речь идет о 15 млн рублей, подробности пока не раскрываются. Представители Первой конной мануфактуры ведут разговор о вложениях в размере 10 млн рублей сразу с несколькими инвесторами, откликнувшимися на публикацию. Еще больше тех, кому "Биржа стартапов" помогла выйти на рынок: так, например, продукция стартапа BeezyBaby попала на полки магазинов детских игрушек Аркадия Пекаревского, Ask and Vote нашли заказчиков (им стал и сам "Деловой Петербург").
Название: Prolce
Отрасль: Полезные сладости
Объем инвестиций: 4 млн рублей

Высокобелковое мороженое

Деньги в проект Prolce (ранее назывался ProIce) вложил частный инвестор, его имя стартап по условиям договора не раскрывает. Известно, что это бизнесмен, вкладывающийся в проекты сельского хозяйства. Благодаря уникальной технологии производства, придуманной автором проекта, технологом Маликой Абдуллаевой, мороженое не содержит сахара и глютена и не вредит фигуре. Целевая аудитория Prolce — спортсмены, диабетики и люди, следящие за своим весом. Проект получил 4 млн рублей и отдал инвестору 40% компании. На "Бирже стартапов" в феврале 2017 года проект представлял Кирилл Казаринов. "Инвестиции пошли на запуск производства, закупку сырья, маркетинг и разработку бренда", — объясняет он.
Название: Let’s Taxi
Отрасль: ПО для таксопарков
Объем инвестиций: 4,2 млн рублей

Сервис для таксопарков, работающих с агрегаторами такси

Московский проект Let’s Taxi получил инвестиции от Фонда развития интернет–инициатив и компании "Первый БИТ". Они вложили в развитие сервиса, предназначенного для таксопарков, 4,2 млн рублей в обмен на 5% компании каждому инвестору. В основе проекта ПО, которое позволяет на 20% увеличивать прибыль таксопарков за счет усиления контроля за каждой машиной и водителем. Идея стартапа родилась в сентябре 2014 года у владельцев московского таксопарка "Лето". На "Бирже стартапов" в августе 2017 года проект представлял один из них, Сергей Целиков. "Средства пошли на запуск новых идей, тестирование гипотез и раскрутку проекта", — объясняет предприниматель.
Название: "Мир на ощупь"
Отрасль: Социальный бизнес
Объем инвестиций: 5 млн рублей

Интерактивное пространство для тех, кто хочет прожить час из жизни незрячих людей

Экскурсии в темноте под руководством слепых гидов (в проекте работают 25 инвалидов) появились в Петербурге в 2015 году в "Питерленде". На "Бирже стартапов" в августе 2017 года проект представлял автор идеи бизнесмен Анатолий Мовшович. "Я шел на "Биржу стартапов", чтобы познакомиться с Вячеславом Трактовенко и Аркадием Столпнером, — рассказывает Мовшович. — Мы встретились, лично познакомились, и Аркадий стал генеральным спонсором моего проекта. Мы сейчас делаем портативную выставку площадью 70 м2, которую будем ставить в Смольном, Законодательном собрании, Госдуме. Я считаю, что "Биржа стартапов" очень полезна. Это площадка для хорошего нетворкинга и прямого знакомства".
Название: "Суперосанка"
Отрасль: Товары для здоровья
Объем инвестиций: 7 млн рублей

Корректор осанки

Проект мобильного интерактивного монитора положения позвоночника "Суперосанка" нашел инвестора сразу после публикации о том, что стартап попал в число участников "Биржи стартапов". В феврале 2017 года его представлял автор проекта, кандидат медицинских наук и изобретатель Яков Гольдберг. "Публикация сыграла важную роль в развитии стартапа: нам позвонил представитель крупной торговой сети, — рассказывает Гольдберг. — Мы получили инвестиции 7 млн рублей, 3 млн из них — от частного инвестора. Деньги ушли на совершенствование продукта и запуск пилотной партии. О нас узнали потенциальные партнеры за рубежом: есть интерес из Америки и Германии. Нужно больше таких проектов, как "Биржа": она действительно помогает".
Название: Мини–фабрика по производству шерсти
Отрасль: Легкая промышленность
Объем инвестиций: 11,8 млн рублей

Шерстяная пряжа секционной окраски с плавным переходом цвета

В проект мини–фабрики по производству шерстяной пряжи инвестировал президент "Евразия Холдинга" миллиардер Алексей Фурсов. Идея проекта появилась в августе 2016 года у Марины Стивенс, которая представила его на "Бирже стартапов" в марте 2017 года. "Мы привлекли инвестиции на покупку оборудования и запуск производства: установили его и работаем с конца лета. Не думала, что организовать производство и выстроить его очень большое дело, не ожидала, что это будет так сложно, в этом нам очень помог Алексей Васильевич, он золотой человек и хорошо нас понимает. Мы очень счастливы, что попали на "Биржу стартапов". Это то, к чему надо стремиться другим мероприятиям".
Главный плюс "Биржи стартапов" в том, что это мероприятие для по–настоящему делового Петербурга. На протяжении всего года здесь собирались покупатели и продавцы стартапов. Признаюсь, сам "продал" здесь двух–трех резидентов (Getlooky, Droice Labs и др.). И присмотрел несколько перспективных. Если мысленно пробежаться по всем выступавшим здесь проектам — получится хорошая иллюстрация того, как дышал рынок технологий в 2017 году. Здесь были и улетающие в трубу uber–проекты, и агрегаторы скидочных сервисов, и пики AR/VR–стартапов, и только набирающие высоту блокчейн с AI.
Андрей Соколов
генеральный директор АО «Технопарк Санкт–Петербурга»
"ДП" помогает стартапам добираться до инвесторов. Люди, которые ищут проекты для инвестирования, всегда смотрят на то, кто приходит на "Биржу стартапов". Это несомненно. Не надо думать, что инвестор пришел, нашел интересный проект и сказал: "О, ты, иди сюда, я тебе дам денег". Обычно происходит не так. Я прочитал, что он был в "ДП", потом где–то еще, я его заметил, запомнил, потом где–то услышал его выступление, и все это привело к началу дискуссии. Так что формат полезный. Инвестор всегда обращает внимание на то, что пишут в СМИ.
Сергей Фрадков
основатель и управляющий партнер венчурного фонда iDealMachin
"Биржа стартапов" — очень интересный проект, который имеет несколько функций: он полезен для начинающих предпринимателей, которые получают конструктивную критику и промо в виде публикации в "ДП". Для членов жюри это возможность присмотреться к проектам. Какие–то стартапы можно рассматривать для инвестиций, какие–то — для партнерских отношений. "Максидом" общался с парой проектов: один в сфере логистики, второй — про портал для строителей. Но им требовалось чуть подрасти. Лично я стала клиентом некоторых проектов: покупала напечатанные в 3D-картины и дизайнерские тапки, установила пару приложений.
Мария Евневич
член совета директоров «Максидома»