Фирма жены чиновника Дмитрия Шабельникова получила без конкурса право сдавать в субаренду ретротрамваи

Автор фото: Архив "ДП"
Модернизированный трамвай–бар можно взять в аренду на праздники. Несмотря на то, что сдается он не городом, мероприятия проходят под именем Государственного музея горэлектротранспорта.

 

Госпредприятие "Горэлектротранс" модернизировало советский трамвай 1968 года постройки так, чтобы он выглядел как известная ленинградцам ретромодель "Стиляга" — символ 110–летия петербургского трамвая, отмечаемого в этом году. На двойника из бюджета выделили 12 млн рублей. В процессе модернизации трамвай переоборудовали под кафе с барной стойкой и столиками и начали сдавать его в аренду.
Но, как выяснил "ДП", арендодателем "Стиляги", а также пяти ретротрамваев и трех троллейбусов из Музея городского электрического транспорта (подчиняется "Горэлектротрансу") зачастую выступает не госпредприятие, а ООО "Петербургское бюро транспортной информации" (ПБТИ). Конкурсов, на основании которых фирма получила это право, не проводилось.
Доля 40% в ПБТИ принадлежит Светлане Шамониной, супруге чиновника Смольного Дмитрия Шабельникова, который больше 10 лет занимает пост заместителя начальника управления информации администрации Петербурга. Также ПБТИ получило подряды на информационное сопровождение работы администрации Петербурга.

Невозможное возможно

Аренда трамвая напрямую у ГУП "Горэлектротранс" стоит 15 тыс. рублей за 2 часа (минимальный срок аренды). ПБТИ сдает трамвай по цене от 25 тыс. рублей за 2 часа. Корреспондент "ДП" позвонил в компанию в роли потенциального арендатора. Там сообщили, что в этом году осталась пара свободных часов для аренды модели "Стиляга" на 27 декабря. Арендатор может принести свой алкоголь, самостоятельно украсить салон, организовать праздник.
В то же время в Музее городского электротранспорта заявили, что аренда "Стиляги" до весны невозможна, поскольку ретромодели не выпускают на маршрут в плохую погоду, чтобы не повредить их. На замечание корреспондента о том, что такую услугу прямо сейчас предоставляет ПБТИ, собеседник тяжело вздохнул и повторил, что это невозможно.
В "Горэлетротрансе" на вопрос о такой несостыковке ответили уклончиво: "С 1 декабря завершен прием заявок на аренду музейной техники в нынешнем сезоне. Все заявки, поданные до этого, будут исполнены".

Обычная аренда

По информации "Горэлектротранса", только на "Стиляге" прошло около 200 заказных поездок. За них арендаторы могли заплатить около 5 млн рублей, и половину суммы, по всей видимости, получил посредник. Настоящие ретромодели тоже можно арендовать у ПБТИ, но только в теплое время года.
В "Горэлектротрансе" не видят ничего плохого в том, что трамваи сдаются в субаренду без конкурсных процедур.
"Арендовать трамвай или троллейбус может любое юридическое или физическое лицо", — сообщили в ГУПе. Но ПБТИ, судя по всему, — единственное юрлицо, которое зарабатывает на этом на постоянной основе.
По данным СПАРК, годовой оборот ПБТИ по итогам 2016 года составил около 2,5 млн рублей.
Интересно, что в декларации о доходах Дмитрия Шабельникова указано, что по итогам 2016 года доход его супруги Светланы Шамониной, совладелицы ПБТИ, составил 194 тыс. рублей. Сама Светлана Шамонина заявила "ДП", что статус соучредителя компании в данном случае ничего не значит. "В прошлом году я уволилась из ПБТИ. За работой фирмы не слежу. До увольнения моя зарплата в компании составляла около 6 тыс. рублей", — объяснила она.
"Сдавать госсобственность в аренду и субаренду принято через госзакупки, например, на торгах на повышение, чтобы бюджет наполнялся, а не терпел убытки. Иначе может прослеживаться нарушение закона №135 "О защите конкуренции", — объясняет владелец ООО "Спецстрой", эксперт по госзаказу Артур Данчаров.
В управлении ФАС по Петербургу сообщили, что с такими прецедентами не сталкивались, а для более подробного изучения ведомству нужно основание в виде чьей–либо жалобы.