Ледяной интерес. Как устроен петербургский рынок катков для массового катания горожан

Автор фото: Коньков Сергей

Рынок катков в Петербурге емкостью более 2 млрд рублей в год развивается за счет роста спроса на массовые катания, который составляет примерно 10%.

По данным комитета по физкультуре и спорту Петербурга, в прошлом зимнем сезоне в городе работало более 200 катков и хоккейных площадок (в отличие от обычных катков, они оборудованы специальной защитной сеткой), в нынешнем году число мест для катания не изменится, хотя спрос на катки вырастет примерно на 10%.

Открытая арена

Традиционно ледовые катки делятся на профессиональные, где занимаются спортсмены, и массовые — для развлечения обычных горожан. Последние — это, как правило, открытые сезонные площадки, которые работают с ноября по март. Их площадь составляет от 600 до 1,5 тыс. м2 . Чаще всего такие катки строят на частные средства. Так, ежегодно компания FortGroup открывает около ТРК «5 Озер» каток площадью 800 м2, в прошлом году его посетили 50 тыс. человек.
В 2016 году впервые открылся каток на 2 тыс. м2 в Новой Голландии. По оценке Роксаны Шатуновской, гендиректора проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация», тогда зимнюю площадку посетили около 90 тыс. человек. Открытые массовые катки также работают на территории Елагина острова, Павловского парка, в Южно–Приморском парке Кронштадта, в составе горнолыжного курорта «Охта–Парк». По некоторым оценкам, спрос на массовые катания растет в среднем на 10% в год. К разряду массовых можно отнести и крытые катки, входящие в состав торговых центров. Больше всего их у холдинга «Адамант». По словам Михаила Хайкина, руководителя направления ледовых центров холдинга, за прошлый год ледовые площадки компании посетили 200 тыс. человек. По его словам, в основном это дети и подростки, которые занимаются фигурным катанием и хоккеем.
Рынок катков для массового катания насыщен, и конкуренция на нем достаточно высока, считают эксперты. По мнению Роксаны Шатуновской, катки привлекают клиентов удачным месторасположением, качеством льда, сервисом и прочими значимыми для потребителей факторами.
Массовые катки зарабатывают за счет входных билетов, сдачи в аренду инвентаря, а также за счет дополнительного сервиса, например предоставления услуг общепита. Помимо сезонных площадок, петербуржцы также могут воспользоваться для катания любой спортивной ареной, но в специально отведенное для этого время.

Для спортсменов

Всего в Петербурге работает более 60 спортивных профессиональных арен. В основном это крытые объекты для игры в хоккей или для занятий фигурным катанием. Площадь одной арены составляет от 1 тыс. до 2 тыс. м2. Катков, где могут заниматься фигуристы, в городе не более двух десятков, уточняет Ксения Поталицына, тренер–хореограф СДЮШОР «Звездный лед».
Эксперты отмечают, что качественных площадок, подходящих для занятий спортсменов, могло бы быть и больше. «Льда не хватает всем хоккейным командам. Еще 10 новых катков точно заполнятся без проблем», — считает Максим Щетинин, тренер ХК «Питер».
Профессиональные крытые спортивные катки строятся в основном на средства бюджета, а также госкорпораций. Так, у «Газпрома» есть каток в Таврическом саду. А компания «Газпром Девелопмент Северо-Запад» выступило техническим заказчиком строительства в Колпино новой ледовой арены для проведения игр Молодежной Хоккейной Лиги. Стоимость работ – 500 млн рублей, заказчик - Благотворительный фонд «Детский спортивный клуб МКМ». Площадь комплекса составит почти 5,5 тыс м2. Здесь на ледовой арене смогут заниматься, в том числе, люди с ограниченными возможностями.
Сдает в аренду спортсменам лед также коммерческая арена Ice Rink, которая организована в рамках жилого комплекса «Новоселье»: городские кварталы» (Ломоносовский район).

Экономика

Затраты на содержание ледовой арены площадью 1 тыс. м2 составляют около 5 тыс. рублей в час, включая фонд оплаты труда, налоги и коммунальное обслуживание объекта, подсчитали специалисты. Для окупаемости затрат катку надо зарабатывать 126 тыс. рублей в день.
Основные доходы владельца катка составляет сдача объекта в аренду для тренировок хоккейных команд и фигуристов. Массовые катания, как правило, являются дополнительной услугой.
Несмотря на то что на закрытых катках можно заниматься фигурным катанием или хоккеем круглый год, летом спрос на их услуги резко снижается. Ведь школьники, которые обучаются хоккею или фигурному катанию, уходят на каникулы. Остальные клиенты переходят на летние виды спорта, а ледовые арены закрываются на профилактику.
Вкладываться только в каток как в самостоятельный вид бизнеса никто не будет, поскольку инвестиции требуются значительные, от 30 млн рублей, а сроки окупаемости длинные, около 7 лет, говорит Алэн Семелькин, генеральный директор катка Ice Rink.
Тем не менее именно участие петербуржцев в массовых катаниях стимулирует их приход в профессиональный спорт, уверен Максим Щетинин.
По словам экспертов, действующие катки могут конкурировать между собой за счет невысокой цены либо за счет месторасположения. Дополнительный комфорт в виде парковки, сервиса имеет значение, но не принципиален для клиента, уверен Алэн Семелькин. «Возможно, в ближайшие годы в Петербурге появятся новые специализированные катки, но пока предпосылок для быстрого развития сферы ледовых развлечений мы не видим», — говорит Михаил Хайкин.