Более 7 млрд рублей на дорожные работы к ЧМ-2018 распределили без конкурентной борьбы

Автор фото: Антон Ваганов
Автор фото: Антон Ваганов

Более 7 из 31 млрд рублей на дорожные работы к ЧМ-2018 в Петербурге были распределены с признаками нарушений. Таковы результаты всероссийского исследования "Трансперенси Интернешнл Россия" дорожных закупок к чемпионату. "ДП" публикует детали исследования по Петербургу.

Из 31,1 млрд рублей, выделенных на дорожные проекты к ЧМ-2018 в Петербурге, более 7 млрд рублей распределили неэффективно, подсчитали в "Трансперенси Интернешнл Россия". При этом 31,1 млрд рублей – это значительная часть всех российских расходов на дорожные работы, около 15%. Всего в России на эти цели потратят более 200 млрд рублей. Из них признаки нарушений обнаружились практически в каждой второй закупке на общую сумму 97 млрд рублей.
Почти все нарушения связаны с "подгонкой" условий конкурсов под определенного подрядчика. В результате он побеждает без конкуренции. Зачастую торга и снижения цены не происходит вообще. Если бы конкуренция присутствовала, бюджет мог бы сэкономить минимум 2,5 млрд рублей (исходя из минимального, типичного для госзаказов, снижения цены на 3-4%, тогда как в закупках с признаками нарушения снижение цены составляет 0-1%). На эту сумму можно было бы отремонтировать еще около 90 км федеральных трасс.
В Петербурге из 130 закупок признаки нарушений есть в 40 госзаказах. В основном в закупках встречается два вида нарушений. Первый – объединение разных работ в один лот, так называемое "укрупнение". Второй вид нарушения – это закупка у единственного поставщика вместо проведения более прозрачного и конкурентного электронного аукциона.
На первый вид нарушения, укрупнение лота, приходятся петербургские дорожные закупки более чем на 5 млрд рублей. Суть этого приема в том, что после укрупнения в конкурсе могут поучаствовать только несколько компаний, а их многочисленные конкуренты из среднего бизнеса теряют такую возможность. Они могут только пойти на субподряд к победителям, при этом генподрядчик оставит себе так называемый "генподрядный процент" – оплату его услуг как куратора всех работ в целом.
Вместо того чтобы распределять подряды на ремонт дорог в каждом районе Петербурга, город разделили на три части и выставили на конкурс их. Как уже рассказывал "ДП", антимонопольная служба не раз высказывалась против такого подхода. Но в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который выступает заказчиком этих работ, проигнорировали протесты антимонопольщиков.
В результате всю сумму поделили между собой несколько крупнейших дорожно-строительных компаний города – "АБЗ-Дорстрой" (входит в группу "АБЗ-1" Владимира Клинина), ВАД (крупнейшая российская господрядная компания Валерия Абрамова и Виктора Перевалова) и "Орион-плюс" (контролирует миллиардер Александр Усов). В самих компаниях, а также в Смольном считают, что такое распределение госзаказа обеспечивает надежное исполнение контракта, так как доверять крупные дорожные работы среднему и малому бизнесу ненадежно.  
Такая же практика применяется в других российских регионах: вопреки требованиям антимонопольщиков госзаказчики объединяют лоты в один. Например, в Волгоградской области четыре муниципальных района, находящихся в самых разных частях региона, объединили в один лот на 227 млн рублей. В результате борьба не была конкурентной, снижение цены не составило и 1%. Всего по России такое нарушение встречается в 18% закупок к ЧМ-2018 (72 закупки на 35 млрд рублей). Но таких масштабов объединения лотов, как в Петербурге, не демонстрирует ни один регион.
Второй вид нарушения – закупка у единственного поставщика вместо других, более конкурентных видов отбора подрядчиков – встречается в 10% российских закупок к ЧМ-2018. В Петербурге, впрочем, закупка у единственного поставщика имела свой особый колорит. Дело в том, что чиновники Смольного признали чемпионат обстоятельством непреодолимой силы и чрезвычайным происшествием. И именно этим фактором объяснили необходимость спешно заключать контракты с единственным подрядчиком вместо проведения полноценного конкурсного отбора.
Довод о "чрезвычайной ситуации" петербуржцы, вероятно, почерпнули у москвичей. Там на это ссылались в 18 дорожных госзаказах к ЧМ-2018. Также ссылка на чрезвычайную ситуацию есть в одном госзаказе в Удмуртии. В Петербурге этот довод использовали в восьми заказах. Чиновникам каких-либо еще российских регионов такая идея в голову не пришла.
Итого в России сослались на чрезвычайную ситуацию в 27 закупках на 8,7 млрд рублей. Такие контракты не предполагают снижения стоимости работ. В случае если бы эти закупки были конкурентными и снижение составило бы хотя бы минимальный показатель 3-4%, бюджет сэкономил бы 328 млн рублей.
В результате такого распределения госзаказов подряды в Петербурге получили уже упоминавшиеся выше "Орион плюс" (на 165 млн рублей) и ВАД (на 391 млн рублей), а также ЗАО "Трест" (два контракта на общую сумму 400 млн рублей), ПО "Возрождение" (на 329 млн рублей), "А-Проект" (на 80 млн рублей) и "Капитал-строй" (на 35 млн рублей).
ПО "Возрождение" входит в группу компаний "Возрождение" Игоря Букато. Данные о собственниках ЗАО "Трест" не раскрыты (ЗАО не обязано их публиковать), но на рынке бенефициаром компании считается ее основатель Сергей Рышкевич. Он также является совладельцем лакокрасочного завода "Кронос-СПб" и считается крупнейшим в Петербурге и Ленобласти игроком на рынке нанесения дорожной разметки. Компания "А-Проект" с весны 2017 года оформлена на ее гендиректора Максима Сапрыкина, но бенефициаром компании на рынке считается Владимир Панкин, отец экс-председателя правления Евразийского банка развития Дмитрия Панкина. Он являлся владельцем фирмы до Сапрыкина. "Капитал-строй" принадлежит на паритетных условиях Льву Аксенову, Алексею Неронову и гендиректору компании Илье Климуцу.
В КРТИ в ответ на все перечисленные факты заявили, что закупки проводила подведомственная комитету Дирекция транспортного строительства в соответствии с 44-ФЗ "О контрактной системе" и нарушений в заключенных контрактах нет.
В то же время "Трансперенси" разработало проект поправок в 44-ФЗ, которые усложнили бы объединение лотов и заключение неконкурентных контрактов с единственным поставщиком. Поправки направлены руководителям фракций Госдумы, в Министерство экономического развития и в ФАС РФ.
Всего на подготовку к ЧМ-2018 в России потратят 678 млрд рублей, из них 390 млрд рублей из федерального бюджета, 92 млрд рублей – из региональных, а оставшиеся 196 млрд рублей – частные инвестиции. Эти расходы включают в себя не только строительство стадионов, но и поддержание и развитие инфраструктуры, в том числе дорог.