Трудный Выборг. Компания, связанная с Промсвязьбанком братьев Ананьевых, установила контроль над Выборгским портом

Автор фото: Коллаж: Ковалев Петр, Яндолин Роман, редакция "ДП"
Дмитрий и Алексей Ананьевы

Лица, аффилированные с Промсвязьбанком братьев Дмитрия и Алексея Ананьевых, установили контроль над выборгским портом — последним активом опального бизнесмена Виталия Архангельского.

Как стало известно "ДП", связанная с Промсвязьбанком компания "Порт Выборг" установила контроль над группой юридических лиц, владеющих имуществом выборгского порта, который ранее принадлежал Виталию Архангельскому. В свое время он набрал кредитов на порт в сумме около 4,5 млрд рублей, и теперь с учетом процентов долг порта приближается к 6 млрд. Новый владелец порта понимает, что за такую сумму этот актив не продать, поэтому намерен инвестировать в его улучшение около 700 млн рублей.
"Планируется провести капитальный ремонт причалов, расширить территорию порта, закупить оборудование для обработки контейнеров, а также запустить пассажирское сообщение. Все это позволит утроить грузооборот порта, до 4,5 млн т грузов", — говорит Анатолий Шабалин, первый заместитель генерального директора ООО "Порт Логистик". Эта компания, ведущая операционную деятельность в порту (штат — 350 человек, лицензии, контракты), уже перешла под контроль банковских структур, как и компания "Локотранс", владеющая двумя локомотивами для транспортировки железнодорожных составов внутри порта. В обозримой перспективе ООО "Порт Выборг" намерено выкупить на открытых торгах имущество банкротящегося ООО "Портовое оборудование": числящиеся на балансе ООО здания, погрузочно–разгрузочное оборудование, а также права аренды на несколько причалов. Сумму сделки стороны не раскрывают. По оценкам экспертов, выборгский порт, учитывая, что ключевые юрлица находятся в банкротстве, может стоить 1 млрд рублей. "Думаю, что сумма сделки была значительно ниже из–за корпоративного конфликта вокруг порта", — заметил один из собеседников "ДП".
Порт в Выборге ежегодно переваливает около 1,5 млн т грузов, что меньше 1% совокупного грузооборота всех портов Петербурга и области. Львиную долю (75%) в грузообороте порта составляют уголь и минеральные удобрения. Годовой оборот порта — свыше 500 млн рублей, чистая прибыль — около 100 млн рублей. Главный недостаток порта заключается в том, что он не может принимать суда с осадкой больше 6,5 м, что сразу накладывает ограничение на прием крупных грузовых судов, в частности контейнеровозов.
Для расширения деятельности новый собственник намерен арендовать у ФГУП "Росморпорт" дополнительные причалы: причал № 1 — пассажирский причал Росморпорта, на котором обслуживается паром, связывающий Выборг с финской Лаппенрантой, причал № 13, который ранее арендовало банкротящееся ООО "Национальный винный терминал", а также выведенный из эксплуатации причал № 5 (см. "Ситуационный план причалов...").

История долга

До сделки ООО "Порт Логистик" контролировалось тремя иностранными компаниями — Artemista Finances Corp. (Британские Виргинские острова), "Прэшэс Стоунс Инвестментс ЛТД" (Белиз), "Урмена Джи Эм Би Эйч" (Маршалловы острова) — и Татьяной Майоровой, которая возглавляет "Порт Логистик". Майоровой принадлежит 0,31% долей, а остальным партнерам — по 33,23%. Все эти офшоры некоторые участники рынка связывают с командой Виталия Архангельского, в частности с Ольгой Лукиной, возглавлявшей порт.
В свое время Виталий Архангельский занял под портовые активы у банка "Возрождение" 4,5 млрд рублей под 19% годовых. Своевременно рассчитаться с кредитом ему не удалось. Сумма просроченной задолженности с учетом набежавших процентов приблизилась к 6 млрд рублей.
Позже, в 2015 году, банк "Возрождение" вошел в "Промсвязькапитал" (головная структура братьев Ананьевых): 50% акций "Возрождения" контролирует Promsvyaz Capital B. V., 2,38% принадлежат напрямую Промсвязьбанку. Права на взыскание долга с компаний Виталия Архангельского банк переуступил подконтрольному ООО "Олбия", а оно в феврале 2017 года подало в петербургский арбитраж иск о признании Виталия Архангельского банкротом.
Ольга Лукина, как ранее писал "ДП", в период острого противостояния Архангельского с кредиторами подозревалась в противоправной деятельности, но нарушений в ее работе не нашли. "В результате проведенной проверки не выявлено каких–либо нарушений со стороны менеджмента порта, в частности его бывшего директора Ольги Лукиной. К ее работе не возникло претензий ни у полиции, ни у прокуратуры", — отметил Анатолий Шабалин.

Без лица

Сам Виталий Архангельский заявляет, что давно уже не знает, кто хозяйничает в порту.
"Я проживаю во Франции с сентября 2009 года. В Петербург я не возвращался более 8 лет. Все это время моя жизнь, жизнь моих троих малолетних детей находится в ежедневной и постоянной опасности. Франция меня защищает от политических гонений России, где у меня не осталось ни одного доверенного лица. Состояние моих активов, которые мне принадлежали на 2009 год, мне неизвестно и мне неподконтрольно", — сообщил Виталий Архангельский.
Один из собеседников "ДП" предположил, что выборгский порт Промсвязьбанку могли продать структуры, близкие к банку "Санкт–Петербург" Александра Савельева. С этой кредитной организацией и ее главой у Виталия Архангельского тоже сложились напряженные отношения. Группа "Осло Марин" Архангельского задолжала банку "Санкт–Петербург" около 3,5 млрд рублей. Банк потребовал досрочного погашения кредитов. Но выполнить это требование в условиях экономического кризиса группа "Осло Марин" не смогла.
Банк обратился в суд с иском о взыскании долга, добился ареста и продажи за долги части имущества группы. Но помимо того, по версии Виталия Архангельского, структуры, близкие к банку, недобросовестно завладели наиболее ценными компаниями группы, стоимость которых в 5 раз превышает кредитную задолженность "Осло Марин" перед банком. После эмиграции во Францию Виталий Архангельский продолжает судиться с банком "Санкт–Петербург" в лондонском суде.
В банке не стали комментировать ситуацию. "Выборский порт никогда не являлся заемщиком или клиентом Банка "Санкт-Петербург", — отметила Анна Бархатова, руководитель службы внешних коммуникаций кредитной организации.
Виталий Архангельский уже пытался начать обрабатывать контейнеры в Выборге, но ему тогда не повезло — начался кризис, импорт пошел на убыль, и оборот контейнеров сократился. А в нынешних условиях пытаться развивать в Выборге обработку контейнеров — это провальная идея, а может, и вовсе тупиковая. Этот порт обладает многими техническими особенностями, которые не позволяют ему принимать крупные суда. И это главное ограничение надо снять, чтобы развивать порт. Кроме того, существуют достаточно серьезные ограничения с вывозом грузов из этого порта.
Александр Головизнин
директор направления "логистические и аналитические исследования"  ООО "Морстройтехнология"
Интерес новых собственников понятен — они хотят сделать красивую обертку и как можно дороже продать этот актив. Без дополнительных усилий много за него не выручишь. Он интересен в основном для экспорта насыпных, навалочных грузов. Импорт в контейнерах вряд ли в него пойдет, так логистика от Выборга убьет любую экономию. Но, может, государство включит этот порт в какую–нибудь экономическую зону, всякое может быть, и тогда, конечно, не исключено, что цена порта и 6 млрд рублей превысит.
Руслан Кисс
генеральный директор компании "Русский логистический провайдер"
Если посмотреть на динамику перевалки в выборгском порту, то можно прийти к выводу, что сейчас порт не выдерживает конкуренции. Грузооборот порта сокращается на фоне того, что объемы перевалки во всех российских портах региона в прошлом году росли на фоне снижения потоков в порты Прибалтики. Без серьезной смены профиля ждать чудес от выборгского порта не приходится, но заявленного объема инвестиций для этого вряд ли будет достаточно. Говорить о кардинальных изменениях преждевременно, и следует дождаться, когда у порта появится новый постоянный собственник.
Дмитрий Жарский
директор экспертной группы VETA