Почему заводы и бизнес-центры в Петербурге не продают излишки тепла и электричества

В Петербурге собственная генерация промпредприятий составляет 2%, в Ленобласти — 5,2%. Заводы с собственными подстанциями пока не отдают электроэнергию в сеть, а, наоборот, иногда докупают ее.
Автор фото: Антон Ваганов
В Петербурге собственная генерация промпредприятий составляет 2%, в Ленобласти — 5,2%. Заводы с собственными подстанциями пока не отдают электроэнергию в сеть, а, наоборот, иногда докупают ее.
Автор фото: Антон Ваганов

В Петербурге тепло и электричество для собственных нужд вырабатывают многие заводы и бизнес–центры, но излишки энергии продавать они пока не могут.

Энергосистема России централизована и замкнута в единую сеть — энергию вырабатывают крупные тепловые, атомные и гидроэлектростанции. Собственники бизнес–центров, заводов и жилых домов нередко устанавливают собственные источники электричества и тепла. Эти объекты малой генерации пока не могут отдавать излишки своей энергии в сети общего пользования, но позволяют бизнесу получить автономность и сократить издержки.

Нужен пропуск на рынок

По данным Минэнерго, в России 5% от установленных мощностей обеспечивает распределенная и малая энергетика — это 50 тыс. электростанций мощностью около 340 кВт. В 2016 году на электростанциях промышленных предприятий производилось 59,8 млрд кВт•ч. В энергетическом центре бизнес–школы "Сколково" оценивают долю объектов распределенной генерации в энергосистеме страны выше — в 9–10% (около 23 ГВт).
"Развитию распределенной энергетики в России мешает в первую очередь то, что на рынок не допускают производителей малых объемов электроэнергии и нет мощных инструментов балансирования. Пока не будут решены эти вопросы, на рынок не могут выйти сотни или даже тысячи новых игроков из малой генерации", — уверены в компании SAP.
Исследователи из "Сколково" полагают, что с помощью распределенной энергетики к 2023 году в России можно будет скомпенсировать не менее половины возможного дефицита мощностей.

Генерация для себя

Пока доля распределенной энергетики в Петербурге равна нулю, говорят в петербургском комитете по энергетике и инженерному обеспечению. К распределенной энергетике комитет относит только те объекты, которые подключены к сетям и могут отдавать в них энергию. Таких объектов в городе действительно нет. Малая генерация считается слишком нестабильной, чтобы подключать ее к сетям общего пользования.
Но промышленные предприятия, бизнес–центры и другие объекты строят источники энергии для собственных нужд. Например, в 2003 году собственную электростанцию построила в Петербурге пивоваренная компания "Балтика". "Мы инвестировали в электростанцию $7,5 млн, проект окупился, — говорят в компании. — Собственная электростанция позволяет нам экономить средства на покупку электроэнергии — в среднем 1,5 рубля на 1 кВт•ч". В числе преимуществ собственной электростанции в "Балтике" называют надежность и автономность в обеспечении электроэнергией, а минус заключается в том, что в случае неисправностей компания устраняет их за свои деньги.
У ГУП "Водоканал" есть три завода по сжиганию осадка сточных вод, на которых побочно вырабатывается тепло– и электроэнергия: еще 20 лет назад был построен завод на Центральной станции аэрации, 10 лет назад — на Северной станции аэрации и Юго–Западных очистных сооружениях.
"С помощью этих заводов Петербург полностью решил проблему утилизации осадка сточных вод. Кроме основного процесса сжигания заводы еще и производят побочный продукт — вырабатывают электроэнергию и тепло", — рассказали в "Водоканале".
Энергию используют на нужды самих заводов: в год вырабатывается примерно 47 700 Гкал тепла и 6 млн кВт•ч электроэнергии. "Генерация не очень большая, но мы обеспечиваем теплом свои производственные площади и сокращаем потребности в покупном электричестве", — поясняют в ГУПе.

Областной пример

Кроме того, "Водоканал" рассматривал возможность оборудовать установки станций выработки электроэнергии за счет биогаза, получаемого при сбраживании осадка сточных вод. Но ГУП счел это невыгодным. "Результаты анализа показали, что внедрение сооружений по сбраживанию осадка сточных вод неокупаемо, пока в России не принят закон о стимулировании развития зеленой энергетики. Себестоимость биогаза сейчас будет в 2 раза больше, чем цена покупки природного газа. А электроэнергия, полученная при когенерации биогаза, обойдется примерно на 30–50% дороже, чем на розничном рынке", — сетуют в "Водоканале".
Станция, которая уже получает энергию из такого газа, есть на территории Ленобласти — это мини–ТЭЦ ООО "Вирео Энерджи" мощностью 2,4 МВт. Это станция активной дегазации полигона ТБО "Новый Свет — Эко", она использует в качестве основного топлива свалочный газ. По данным комитета по топливно–энергетическому комплексу Ленобласти, доля этой станции в суммарной мощности электростанций области — всего 0,03%. Станцию дегазации планируют построить и на полигоне Новоселки в Петербурге.
К объектам распределения генерации в области можно также отнести 10 электростанций промышленных предприятий ("Русал Бокситогорск", "Интернешнл Пейпер", "Кнауф Петроборд" и т. д.), их общая установленная мощность — 435,72 МВт.
В загородном строительстве автономные источники тепла и электричества более распространены. Как правило, для этого используются дизель–генераторы. А компания Quadro Electric Виталия Млынчика планирует запуск производства бытовых аккумуляторных батарей, которые смогут питать загородные дома.
"Сэкономить с помощью собственной генерации могут и физлица, и бизнес, но пока вывод на рынок излишков энергии практически невозможен. В то же время малая генерация для собственных нужд выгодна предприятиям. Особенно если они удалены от центров производства электроэнергии и имеют доступ к дешевым энергоносителям, например к попутному газу", — уверены в SAP.
В России энергетический комплекс исторически формировался как централизованная система. Перспективы распределенной энергетики обсуждаются все шире, но законодательной базы для нее пока нет. Для ее развития необходимо установить долгосрочные тарифы с включением в них инвестиционной составляющей на период окупаемости оборудования. Нужна разработка типовых договоров государственно–частного партнерства, предоставление объектам распределенной генерации независимо от их мощности возможности выхода на розничные рынки.
Майкл Миллер
директор по строительству компании "Северный город"
Главная причина слабого развития распределенной энергетики в России — дешевизна российских ресурсов. При этом применение крышных котельных — достаточно развитая практика в Петербурге, хотя это не всегда выгоднее, чем присоединение к общим сетям энерго– и теплоснабжения. Теплогенерация при помощи газа обходится дороже, нежели подключение к городским сетям теплоэнергетики. Но индивидуальная или мелкогрупповая генерация будет развиваться с ростом цен на поставки энергии от монополистов.
Александр Кириятских
руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group