Невский дорожает. Фэшн-операторы возвращаются на главную торговую магистраль Петербурга

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

После масштабной смены арендаторов помещений на Невском проспекте в 2015 году, когда продавцов одежды и обуви заменили недорогие кафе и магазинчики экономкласса, фэшн-операторы вновь демонстрируют интерес к открытию магазинов на главной торговой магистрали города.

Флагманские магазины возвращаются на Невский проспект, убеждены брокеры Knight Frank St Petersburg. Как отмечают в компании, можно говорить о росте интереса к Невскому проспекту со стороны фэшн-операторов.
Так, доля обращений на поиск помещений на Невском проспекте всегда остается стабильно высокой, но в 2017 году в силу активизации рынка стрит-ретейла количество запросов со стороны продавцов одежды и обуви возросло в среднем на 10%.
Еще несколько лет назад на Невском проспекте стремились открыть свои флагманские магазины чуть ли не все зарубежные марки одежды и обуви. Однако со временем расстановка сил изменилась, многие ретейлеры предпочли Невскому проспекту открытие магазина в торговых комплексах. С ноября 2014 года из-за снижения покупательского спроса и сокращения оборотов ретейлеров "лицо" Невского проспекта кардинально поменялось: доля одежных операторов сокращалась в пользу кафе, ресторанов, баров, недорогих магазинов.
Тогда с Невского ушло немало обувных и одежных ретейлеров: Ecco, "Меховой рай", "Твое", бренд "Зенит-Арена" отказался от магазина на углу с Малой Садовой улицей. Не стали держать магазины на Невском и продавцы украшений: закрыли точки "Адамас" и Pandora.
Вместо магазина Escada открылся ресторан "Две палочки", вместо DKNY открылся Le Pain Quotidian, вместо Camaieu открылся Pitas и так далее. На пару с общепитом и магазинами сувениров на Невский проспект стали активно выходить продуктовые продавцы. Так, на Невском проспекте, 72, открылся мини-формат "Азбуки вкуса" АВ Daily и фирменный магазин "Аленка". Кризис привел к тому, что на Невском стали появляться довольно неожиданные арендаторы, например, магазин сети фиксированных цен "Все по 38 рублей" и вейп-бар Vaperoom.
Однако сейчас ситуация, похоже, начала меняться. "Сегодня мы наблюдаем обратную тенденцию. Рынок стрит-ретейла стабилизируется, в самых востребованных локациях на ликвидные помещения уже формируется лист ожидания из трех-четырех арендаторов", — обращают внимание в Knight Frank St Petersburg.
Как полагает руководитель проектов торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко, интерес к развитию в Петербурге демонстрируют многие представители международных марок одежды, обуви и аксессуаров. В первую очередь оживление заметно в премиальном сегменте, но мировые марки более демократичной одежды также находятся в поиске помещений стрит-ретейла на основных торговых магистралях города.
Ставки аренды на основной части Невского проспекта для помещений площадью около 100 м2 по итогам III квартала этого года составили от 7,5 тыс. до 13 тыс. рублей за 1 м2 в месяц (включая НДС), сообщают JLL. При этом, если сравнивать ставки с 2015 годом, то они изменились незначительно. В 2015 году стоимость аренды составляла от 7 тыс. до 12,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.

Историческая справедливость

Эксперты убеждены, что Невский проспект, как самое главное в городском стрит-ретейле место, не мог оставаться в том виде, к которому его привел кризис — речь идет об обилии точек общепита и магазинов экономкласса. Абсолютно нормально и правильно, что ретейлеры класса средний+ и элит стали вновь проявлять интерес к Невскому проспекту, так как позволить себе высокие арендные ставки экономсегмент не может.
"Думаю, в ближайший год-полтора мы увидим замещение нынешних ретейлеров на более дорогие бренды, возвращение Невского проспекта в подобающий вид", — уверена управляющий директор департамента управлениями активами и инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина.
Представители другого брокера, JLL, менее оптимистичны в своих оценках. "Интерес фэшн-ретейлеров к Невскому проспекту сегодня есть, и мы работаем над несколькими запросами операторов одежды и обуви, однако речь идет о точечных заявках от брендов, ориентированных на высокий трафик и туристический поток, в том числе гостей чемпионата мира по футболу, а не общей тенденции к смене структуры арендаторов проспекта",— констатирует руководитель направления стрит-ретейла JLL в Петербурге Юлия Корчемная. По ее оценке, основной спрос на Невский проспект по-прежнему формируют операторы общепита, тогда как fashion в целом сегодня предпочитает размещаться не в стрит-ретейле, а в торговых центрах с целевым трафиком.

В ожидании новых открытий

Пока примеров открытия с 2015 по 2017 год магазинов фэшн-сетей на Невском проспекте немного. Совладелец фармацевтического завода "Активный компонент" Александр Семенов и его супруга Инна Семенова в прошлом году открыли на Невском свой магазин SWANK. Также в 2016 году продавец эстонского бренда одежды Veta запустил бутик на Невском проспекте, 72.
Скоро на Невском проспекте, 29 откроется флагманский магазин марок New Balance и Timberland. Сеть магазинов "Эконика" провела ребрендинг в своем салоне на Невском проспекте, 102, после ремонта магазин показывает хорошую динамику по трафику и конверсии, поэтому сеть довольна своей работой на главной улице города. "Невский проспект остается торговой магистралью, "витриной", сформировалось несколько торговых зон, в одной из которых находимся мы", — комментирует коммерческий директор сети обуви и аксессуаров "Эконика" Николай Московкин.
"Очень торговая улица, перспективная и интересная, мы открылись 2 года назад на Невском проспекте, 128, и, несмотря на близость к "Галерее", не пожалели, отлично торгуем там, — признают в сети магазинов Sela. — Мы думаем, что к этой улице всегда был интерес, просто меньше было запросов, потому что уменьшились инвестиции. Сейчас рынок оживает, и Невский будет очень перспективной площадкой".