Капитал хочет домой

 

Мечта о возврате капитала на родину, которую давно лелеет правительство, кажется, начинает сбываться. Но не по причине улучшения инвестклимата в стране (он стал еще хуже, например, из–за падения реальных доходов населения). И не потому, что открылись прекрасные возможности для развития бизнеса. А лишь из–за того, что условный "Запад" напугал приближенных к власти российских миллиардеров расширением санкций, введенных в отношении России из–за присоединения Крыма и войны на востоке Украины.
США и примкнувшие к ним страны Евросоюза, а также Австралия, Новая Зеландия и Канада с середины 2014 года составляют специальные списки россиян, чьи активы замораживаются. Первыми в перечнях оказались приближенные к президенту РФ миллиардеры: Геннадий Тимченко, Аркадий и Борис Ротенберги, экс–глава РЖД Владимир Якунин и другие. Списки постоянно пополняются: под санкциями уже ходят одобрявшие ввод войск на Украину члены Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко. Связь с верховной властью (прежде — предмет особой гордости российского олигарха) теперь угрожает бизнесменам заморозкой капитала.
В феврале 2018–го США планируют расширить санкционный список. И приближенные к власти олигархи, судя по сообщениям СМИ, спешно предлагают российскому правительству варианты возврата средств. Они хотят вернуть деньги на родину так, чтобы никто не догадался, чьи капиталы вернулись и сколько. А то вдруг уже у местных силовиков возникнут вопросы: мол, откуда столько–то? "В качестве идеи ряд представителей российской элиты, у которых есть счета за рубежом, предлагают выпустить облигации государственного валютного займа, которые обеспечили бы им больший доход и анонимность, чем банковские депозиты", — пишет агентство Reuters со ссылкой на три своих источника.
Если предложение олигархов примут, то у них появится прекрасная возможность приумножить собственный капитал. Вложенные в долговые бумаги средства, возможно, пойдут на инфраструктурные стройки, на новые импортозамещающие проекты в промышленности. Останется только возглавить эти процессы тем, кто сперва выводил деньги за границу, а теперь готов инвестировать в долговые бумаги.