"Вопрос в том, хочет ли Сбербанк топить компанию". Товар "Юлмарта" может быть взыскан после Нового года

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

Сбербанк получил право взыскать с "Юлмарта" товарный запас, который был в залоге у банка по кредитному договору на 1 млрд рублей. Однако на новогодних продажах "Юлмарта" это не отразится — решение суда будет исполнено только в следующем году.

В следующем году "Юлмарт" рискует лишиться товарных запасов на 1 млрд рублей, так как Арбитражный суд вчера удовлетворил иск Сбербанка о взыскании этой суммы. Однако Новый год ретейлер встретит во всеоружии — решение суда вступит в силу только 5 января.
ПАО "Сбербанк" обратился в Арбитражный суд в декабре 2016 года и попросил в качестве обеспечения по иску обратить взыскание на заложенное имущество по договору от 24 марта прошлого года. Напомним, в результате корпоративного конфликта в "Юлмарте" Сбербанк потребовал досрочного погашения выданного кредита в 1 млрд рублей. Согласно материалам суда, залог распространялся на товары (включая компьютерную, бытовую и фототехнику, смартфоны, парфюмерию, косметику, автотовары и прочее), расположенные в семи магазинах "Юлмарт" в Петербурге. Указанные адреса соответствуют расположению центров исполнения заказов (ЦИЗ) "Юлмарт", площадь этого формата в среднем 2 тыс. м2. Любопытно, что два магазина из семи уже не работают: так, старейший "Юлмарт" на Кондратьевском проспекте был закрыт в августе, а ЦИЗ на Ленинском проспекте, 95, корпус 1, — в этом году.
Как пояснили в компании "Юлмарт", оба магазина были закрыты в этом году в рамках стратегии по оптимизации объектов, завершить которую планируется в 2018 году. Ретейлер занимался устранением избыточной инфраструктуры, провел релокацию части объектов, например, недавно открыл новый ЦИЗ на Ленинском проспекте. "В рамках стратегии мы отказываемся от устаревших форматов объектов и открываем новые", — сообщили в пресс-службе "Юлмарта".
Таким образом, сейчас Сбербанк может рассчитывать на товар только из ЦИЗов "Юлмарт" на проспекте Большевиков, 27, литера А; проспекте Науки, 10, корпус 1, литера А; проспекте Энгельса, 154, литера А; проспекте Сизова, 2, литера А, и пригородного ЦИЗ (ПЦИЗ) на Пулковском шоссе (площадь 25 тыс. м2). Тем не менее это львиная доля розничной сети "Юлмарт" в Петербурге, не попадают под взыскание только один новый ЦИЗ на Ленинском проспекте, 95, и один пригородный ЦИЗ на Муринской дороге. Также в Петербурге и области работает сеть из 80 пунктов выдачи заказов. Также взыскания избежали активы "Юлмарта" в Москве, где у компании работают восемь ЦИЗ, один ПЦИЗ и более 30 пунктов выдачи заказов.

Заберут не сегодня

"В ближайшее время никто товары из этих магазинов не заберет, поскольку решение суда вступит в силу спустя месяц, а если "Юлмарт" будет обжаловать решение, то спор затянется еще на 2-3 месяца", — говорит Кирилл Саськов, руководитель корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры". По его словам, закрытие магазинов, упомянутых в договоре залога, нельзя расценивать как попытку ретейлера сбросить залоговую массу. Залог товаров в обороте позволяет банку взыскать сумму при любом количестве магазинов, говорит он.
"Юлмарт" действительно не согласен с решением суда. "Решение суда мы будем оспаривать, поскольку считаем, что суд неправильно определил условия обращения взыскания на заложенное имущество. Не учтена его реальная стоимость в этот важный для компании период торговли", — говорит Станислав Данилов, партнер коллегии адвокатов Pen&Paper, которая представляет интересы "Юлмарта". Решение суда он называет промежуточным этапом корпоративного спора и атаки со стороны инвестиционной компании А1 и Михаила Васинкевича. Он также выразил уверенность, что в обозримом будущем стороны договорятся и конфликт завершится.

Под ударом поставщики

Между тем решение суда может ударить по отношениям компании с поставщиками. "Поставщики находятся в главной группе риска, поэтому сейчас они могут минимизировать отгрузки в "Юлмарт" или вообще отказаться от них, зная, что банк может взыскать залог", — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. По его словам, потеря товара на 1 млрд рублей — это большой удар по компании, годовой оборот которой едва достигает 40 млрд рублей. "Главный вопрос сейчас — как поведет себя Сбербанк, заинтересован ли он потопить компанию. Скорее всего, банк использует исполнительный лист как еще один инструмент давления на онлайн-ретейлера в переговорах, чтобы заключить мировое соглашение на выгодных для себя условиях", — полагает Иван Федяков.
"Юлмарт" уже начал подготовку к новогоднему пику продаж. Ранее Август Мейер выдал онлайн-ретейлеру кредит на $10 млн, чтобы накануне пиковых дат расплатиться с кредиторами и поставщиками. "Юлмарт" сегодня гораздо более эффективная компания, чем несколько лет назад. Да, она чуть сдала позиции на рынке из-за корпоративного конфликта. Но инвестиции — это единственное, чего ей не хватает сейчас для взлета", — приводят слова Августа Мейера в пресс-службе компании.