Городской путешественник. Тест-драйв Skoda Fabia

Автор фото: Skoda
Автор фото: Skoda

 

Сижу в хельсинкском отеле Klaus K в ресторане и слушаю, как женщина жалуется мужчине на сложности с парковкой в центре. Она на своем Volvo XC60 не могла 20 минут найти парковку. Страшно страдала. Надо сказать, что я видел ее потуги. Мой Mini был припаркован на Annankatu, и, когда я отъехал, она пыталась попасть на мое место. Не вышло! Не хватило каких–то 10 см. Парковаться в Хельсинки на поребрик не принято, да и чревато — увезут и оштрафуют. Поэтому она поехала искать дальше. Случайно я видел еще пару ее попыток. И везде одна и та же ситуация: машина чуть–чуть не влезала.
Собственно, такая картина вполне возможна и в Петербурге. Ничего удивительного. В нашем городе тоже нелегко припарковаться. Все чаще хочется машину размером со Smart. Администрация города активно помогает с парковкой. Вот, уничтожили парковочные места, сделали велодорожки. Велосипед же легче припарковать! С автопарком у нас интересно. Вся проблематика европейских городов уже налицо. Но в нашем городе я не вижу Skoda Fabia, Fiat Panda, Toyota Yaris, Nissan Micra, VW Up!, Aston Martin Cygnet и других малышек класса А. Их в нашей стране не продают. Интересно, что первично — спрос или предложение в данном вопросе? Когда ты хочешь купить компактную городскую машину, а тебе просто не из чего выбрать.
В Хельсинки такой проблемы нет. Не скажу, что компактные машины классов А и В занимают львиную долю столичного автопарка, но не очень заметны. И мой глаз выделил в этот раз два автомобиля: Toyota Yaris Hybrid и новую Skoda Fabia. Я быстрее нашел чешскую машину, поэтому и рассказ сегодня про нее.
Знаете, почему у нас нет Skoda Fabia? Чтобы она не мешала продажам модели Rapid. А еще есть опасение, что у нас не будут покупать Skoda Fabia, так как за те же деньги можно взять машину гораздо просторнее. Мне кажется, подобный ребус чехи в нашей стране уже решали, и весьма успешно. За одни и те же деньги продавалась Octavia Tour для тех, кто хотел много авто за свои деньги, а для более изысканной публики была Skoda Fabia.
Сегодня компания из города Млада Болеслав выбирает другое решение — не представлять в России модель Fabia. Говорят, и кроссовера Karoq, который пришел на смену Yeti, у нас тоже не будет. И опять — чтобы предотвратить внутренний каннибализм. Это я вспоминал, пока ехал к дилеру на окраине Хельсинки и ловил себя на мысли, что не понимаю, почему мне так запомнился образ Skoda Fabia. Я ведь совсем не клиент Skoda. Мне не близок ни их дизайн, ни имидж. Но машинка мне понравилась. Она не изменила основных пропорций кузова, но стала стильнее. Глядя на Skoda Fabia, вы понимаете, что это новая модель.
В этой машине все линии прямые. Вот четко очерченные фары. Бампер правильной формы, и в нем рубленые противотуманки. На капоте по центру два ребра, и они четко спускаются без изгибов от лобового стекла к эмблеме на решетке радиатора. Сбоку у машины четкая поясная линия, тоже с ярко выраженным ребром, о которое, кажется, можно порезаться. Сзади небольшие, но правильной формы фонари и несколько лишних фирменных граней Skoda на крышке багажника. Кажется, что она стала меньше, ниже, компактнее. На самом деле это так и есть. Fabia опять выросла, хоть и совсем чуть–чуть: в ширину и в длину. И стала на 3 см ниже. Этого хватило, чтобы ушла кургузость и добавилась грация. И по ней четко видно — это городской автомобиль. Назвать ее красоткой не получится, но есть такое определение — "интересная женщина". Или "женщина с изюминкой". Это, безусловно, про Skoda Fabia.
Внутри все четко, и кажется, что это больше VW, чем Skoda. Да, родственные связи налицо, хотя чехи гордятся, что новая машина от старой отличается на 91% и что от платформы VW здесь только 41%. Может, и так, но дух немецкого автомобильного мастодонта здесь очень ощущается. Как и во внешности, здесь царят правильные линии. А вот пластик тут совсем неправильный. Он везде жесткий. На руле есть цветная пластиковая полоска, задающая контур ступице. Ее же материал повторяется на передней панели. Спереди много воздуха. Нет тесноты. И да, сегодня это выдает непремиальное происхождение.
Обод руля отделан кожей, кнопки на нем очень удобные. Приборная панель у Skoda всегда странная — вот эта радиальная оцифровка не помогает считыванию. С другой стороны, ну могут же быть какие–то фамильные особенности у машины. Бортовой компьютер на приборной панели оптимального размера и выдает всю необходимую информацию. Только он перегружен. Ведь второго дисплея в машине, считай, нет. Справа от руля магнитола. Ее дисплей невелик. Мне досталась не самая дорогая версия, поэтому изысков тут нет. Зато музыка, на удивление, звучит очень прилично. Я даже стал искать сабвуфер — такие богатые басы выдала мне машина. Соединить флешку через разъем USB нет проблем, а вот ACP и Android Auto только на более дорогих машинах. Зато огромная полка под климатом вместит не один телефон. А вот гнезд мало. Один USB, один AUX, одно гнездо зарядки.
Блок климата смотрится дорого и солидно. Он консервативный, как все у концерна VW, но тут абсолютно на месте. Кресла жесткие, четкие, надежно фиксируют меня и при этом не препятствуют входу–выходу. Микролифт не позволяет изменить угол наклона подушки, а я бы хотел чуть поднять переднюю кромку кресла.
Сзади сидеть комфортно, но посадка перестала быть вагонной, вертикальной. Места для головы много, для ног без запаса, боковины дверей жесткие. Багажник малюсенький, задние сиденья складываются. В общем, дешево и сердито.
Я завожу мотор. Это всего три цилиндра, 1 л рабочего объема, 75 л. с. и механика на пять ступеней. Первое, что замечаю, — идеальной четкости включения передач нет. Все немного ватное. Я отвык от механики и от такого переключения тем более. Ничего критичного, но я надеялся на прецизионную четкость. А дальше я начинаю думать про интерпретации. Если для Хельсинки этого мотора вполне хватает: гонять тут не принято, нарушать дорого, — то в России на такой машине с моим темпераментом сложно. Разгон как специально для Европы — терпим где–то до 50 км / ч, а потом начинается мука. У нас в городах есть места, где скорость ограничена на уровне 80 км / ч. И там эта машина будет держать весь ряд. Кроме того, при попытке ехать быстро и активно начинает расти расход топлива. Смешно дойти до цифры 11 л / 100 км при таком объеме… В общем, эта машина для терпеливых. Для людей с очень спокойным темпераментом. Остальных она доведет до инфаркта. Еще я не понял, почему сделано всего пять передач? Если целимся в минимизацию расхода, то на трассе шестая бы не помешала. Хотя при такой мощности, возможно, на шестой передаче машина вообще не сможет ускоряться.
В движении довольно тихо для такой простой коробочки. Подвеска жестковата. Стыки асфальта машина не любит, подпрыгивая всем телом. На брусчатке гул стоит от резонанса кузовных элементов, добавляют звукового фона шины. Дорожный просвет около 15 см, и с ним тоже не разгуляешься. Зато маневренность на высоте. В Хельсинки много копают в центре, идет ремонт дорог, и, чтобы проехать, иногда приходится показывать чудеса навыков маневрирования. При парковке — тем более. Что понравилось — большая площадь остекления позволяет делать это просто, без дополнительных помощников. Хотя они есть. При скорости до 30 км / ч машина способна предотвратить столкновение. Я недавно снимался в обучающем фильме для продавцов одной крупной шинной компании. Оказалось, что на малых скоростях происходит до 70% всех аварий. Вспоминается детская поговорка: "Пинок — это не больно, пинок — это обидно". Небольшая авария не угрожает здоровью людей, но портит настроение и облегчает кошелек. Я решил протестировать эту систему. Приближаюсь к пластиковому столбу. Сначала загорелась лампочка, потом появился звук, потом машина стала сама бить по тормозу и наконец сама остановилась. Вот это приятная опция. Готовы ли вы заплатить за такую машину 800 тыс. рублей? Думаю, у нас брали бы машины с мотором 1,2 л или 1,6 л, где "лошадей" было бы уже 90–110. Но они бы и стоили уже миллион. Конечно, еще глупее купить большую машину за свои деньги и возить воздух, не имея возможности припарковаться.
К слову, в Хельсинки велодорожки на тротуаре, а не на дороге. И только там, где это физически возможно. И город — он как компания, не может без управления. Кто–то должен взять на себя, как говорит Сергей Федоринов, ответственность за лидерство. Как должны выглядеть российские города? Какие должны быть в них машины? Как сделать так, чтобы люди покупали маленькие машины, от которых вредных выхлопов меньше и которые можно припарковать больше?
Возможно, жителей крупных городов имеет смысл поощрить к покупке маленьких машин снятием транспортного налога? В Японии есть понятие key–car. Это машины с мотором до 660 см3 и длиной до 3,5 м. Они пользуются льготами в налогах и парковке. Это спрос городов, предъявленный к автомобильной промышленности. И эти машины формируют особую городскую среду и культуру. Машина, которая везде пролезет и везде припаркуется. Это же сделает жизнь комфортнее, а людей счастливее.
Разве мы не к этому стремимся?