Находящийся под стражей экс–глава совета директоров ОАО "Компания Усть–Луга" Валерий Израйлит теряет свой самый ценный актив стоимостью 4,8 млрд рублей

Валерий Израйлит, арестованный по подозрению в хищении средств при строительстве порта в Усть–Луге, теряет свой самый ценный актив — терминал "Юг–2" стоимостью 4,8 млрд рублей.

Находящийся под стражей петербургский бизнесмен Валерий Израйлит теряет контроль над стивидорной компанией АО "Морской торговый порт Усть–Луга" (МТП Усть–Луга) с годовым оборотом 1,8 млрд рублей. Компания управляет многопрофильным перегрузочным комплексом в порту Усть–Луга — "Юг–2". В последнее время компания получила несколько крупных контрактов на перевалку труб для Северного потока, минеральных удобрений.
Валерий Израйлит контролировал МТП Усть–Луга через ОАО "Транспортно–логистический комплекс" (ТЛК): ему принадлежит 74% акций МТП, а также весь имущественный комплекс "Юг–2" общей стоимостью 4,8 млрд рублей. Однако из–за просроченной задолженности по кредитам Сбербанка на сумму 5,2 млрд рублей ОАО "ТЛК" оказалось в банкротстве и ликвидируется с 17 ноября 2017 года.
Временно исполняющим обязанности генерального директора АО "Морской торговый порт Усть–Луга" назначен Евгений Савкин. Предполагается, что собрание акционеров и совет директоров утвердят его кандидатуру в начале декабря. Собеседник "ДП", близкий к МТП, предполагает, что смена руководства связана со сменой собственников. Прежний руководитель стивидорной компании Михаил Таланенко и некоторые топ–менеджеры неожиданно покинули компанию, что может быть вызвано некоторыми изменениями в составе акционеров, полагают собеседники "ДП". "Не буду давать комментарии в данной ситуации, надеюсь, вы меня понимаете", — заявил экс–гендиректор компании "МТП Усть–Луга".
"Бывший гендиректор АО "Морской торговый порт Усть–Луга" Таланенко покинул свой пост, написав заявление об увольнении по собственному желанию 8 ноября. Ранее он своим приказом назначил временно исполняющим обязанности гендиректора Евгения Савкина, который работал в АО "МТП Усть–Луга" в должности исполнительного директора. В составе акционеров никаких изменений не произошло", — сообщила Екатерина Котловская, пресс–секретарь АО "Морской торговый порт Усть–Луга".
Согласно данным СПАРК, Евгений Савкин также возглавляет ЗАО "Портофлот", за которым стоит компания Nasdor Incorporated из Лихтенштейна. Участники рынка связывают с этой фирмой известного петербургского бизнесмена — 67–летнего Илью Трабера, который в конце 1980–х торговал антиквариатом. Участники рынка полагают, что Трабер может вести бизнес во всех портах Северо–Запада. В частности, считается, что, вероятно, он стоит за проектом строительства в порту Приморск универсального перегрузочного комплекса за 77 млрд рублей. Ведет этот проект ООО "Приморский УПК", которым руководит Анатолий Савкин — отец Евгения Савкина.
Ранее Анатолий Савкин возглавлял петербургский филиал ФГУП "Росморпорт", который в структуре Минтранса управляет государственным имуществом в портах и, в частности, курирует деятельность портовых буксиров, которые использует ЗАО "Портофлот".
Бизнес Савкиных начал активно развиваться в 2004 году, после назначения министром транспорта Игоря Левитина, которого некоторые собеседники "ДП" также связывают с именем Трабера. Его партнером считается бизнесмен Николай Шамалов, сын которого, предположительно, женат на дочери Владимира Путина. Впрочем, и сам Валерий Израйлит, по мнению участников рынка, не чужой для Ильи Трабера: они познакомились задолго до того, как Израйлит пришел в Усть–Лугу.

Попались на доверии

Застройщика порта в Усть–Луге — ОАО "Компания Усть–Луга" — Валерий Израйлит возглавил в 1999 году. Компания начала активно привлекать к строительству порта частных инвесторов. Им предлагали приобрести паи или акции специально созданных дочерних обществ ОАО, наделенных участками земли на территории порта.
Аффилированные с компанией "Усть–Луга" структуры поставляли инвесторам электричество, воду, тепло, а также стройматериалы и выполняли строительные работы. Например, самые дорогостоящие в порту работы — дноуглубительные — выполняло ООО "Северная дноуглубительная компания", входящее в ОАО "Промышленно–строительное товарищество" (ПСТ, крупный подрядчик на строительстве порта, с 21 декабря 2016 года находится в стадии ликвидации).
ООО "База управления ресурсами", также входившее в ПСТ, поставляло на стройку песок, бетон, щебень и укрепляло берег.
Участники рынка уверяют, что эти подрядчики аффилированы с Валерием Израйлитом. Формально товарищество связано с ним только через его старшего брата — Николая Израйлита: он входил в совет директоров ПСТ.
Средств частных инвесторов на все работы не хватало, и компания "Усть–Луга" привлекала банковские кредиты. Например, в 2010–2011 годах компания заняла у Сбербанка 7 млрд рублей, в частности, на дноуглубительные работы. Эти работы должен был финансировать из бюджета "Росморпорт". Но он обещал расплатиться позже. Потом в компании "Усть–Луга" сожалели о том, что поверили этим обещаниям, так как "Росморпорт" их не сдержал.

Чистый актив

В августе 2011 года совет директоров компании "Усть–Луга" решил реорганизовать ее, разделив на две самостоятельные части: девелоперскую и транспортно–логистическую.
"ДП" подробно писал, как в результате реорганизации все производственные активы из компании "Усть–Луга" перевели во вновь созданное ОАО "ТЛК". В частности, ТЛК получил объекты терминала "Юг–2", а также остаток задолженности перед Сбербанком на 5,2 млрд рублей. Главным действующим лицом в ОАО "ТЛК" стал Валерий Израйлит. Один из собеседников "ДП", близкий к нему, пояснил, что накануне своего ареста (31 декабря 2016 года Валерия Израйлита задержали по подозрению в хищении средств при строительстве Усть–Луги) Израйлит договорился с кредиторами о реструктуризации задолженности. Но после ареста договоренности рухнули, и за взыскание долгов активно принялось ООО "Грос Ритейл", аффилированное со Сбербанком через ряд юрлиц. Это общество аккумулировало все требования кредиторов в сумме 5,2 млрд рублей, что превышает стоимость имущества ТЛК, которая, по оценке временного управляющего, составила 4,8 млрд рублей. А 27 сентября 2017 года петербургский арбитраж признал ТЛК банкротом, начато конкурсное производство. И, скорее всего, "Юг–2", очищенный от долгов, достанется новому собственнику.
В ОАО "Компания Усть–Луга" от комментариев отказались, отметив лишь, что компания продолжает развивать припортовую промышленную зону.
Жизнь показала, что терминал "Юг–2" жизнеспособен и мог бы рассчитаться с кредиторами. Возможно, конечно, бизнес–план оказался несколько оптимистичным, рыночная конъюнктура не совпала с прогнозами, например, импорт автомобилей, на перевалке которых терминал неплохо зарабатывал в первые годы существования, практически полностью прекратился. Контейнерные грузы тоже сильно просели. Но мы видим, что терминал развивается, адаптируется под изменения спроса, он вполне работоспособный, возможно, нужно было только подкорректировать график погашения кредитов.
Александр Головизнин
директор направления логистические и аналитические исследования "Морстройтехнологии"
Порт Усть–Луга недооценен по нескольким причинам: это его удаленность от города, ограничение регулярных судозаходов крупнейших морских перевозчиков, негативный информационный фон, связанный с портом в последнее время. Но зато из–за недозагрузки портовых мощностей терминалы Усть–Луги предлагают более гибкие тарифы и индивидуальный сервис. "Юг–2", например, используют наши партнеры и коллеги, когда ввиду специфики груза и габаритов судов невозможно оперативно согласовать приемку с Большим портом Санкт–Петербург.
Ирина Капитанова
заместитель генерального директора ООО "Балтика–Транс"
Стратегия развития водного транспорта РФ до 2030 года предусматривает перевод грузопотоков из прибалтийских портов в российские. Еще в 2011 году Всемирный банк прогнозировал, что к 2020 году 80% российского грузопотока уйдет из портов Прибалтики. Прогноз начинает сбываться. Смольный намерен очистить порт Санкт–Петербург от "грязных" грузов (уголь, минеральные удобрения), переведя их в Усть–Лугу, а в городе переваливать только "чистые" (машины, станки, контейнеры). В Усть–Луге достаточно площадей, порт более глубоководный, меньше подвержен замерзанию, далек от густонаселенных городов.
Константин Гриневич
Генеральный Директор Логистической Компании "Глогос Проект"