Светская жизнь в танце. Фестиваль "Дягилев P. S."

Автор фото: Roberto Ricci
Автор фото: Roberto Ricci

 

Балетные фестивали наступают друг другу на пятки. Не на пуанты — в современном танце выступают босиком. Не успел свернуться московский по происхождению Context Дианы Вишневой, как чуть ли не на тех же площадках разворачивается наш собственный, петербургский фестиваль "Дягилев. P. S.", в большей степени посвященный той же, буквально той же самой современной хореографии.
Вот, например, британский мэтр Уэйн Макгрегор: у Вишневой показали его фильм–балет и один дуэт "живьем", и на дягилевском фестивале — его фильм–балет (только другой, прославленный Atomos, который стоит посмотреть 29 ноября в Театральном музее), и новейший спектакль целиком. Постановки Макгрегора идут теперь везде — и в Большом, и в Мариинском, но только "Дягилев" решился выступить созаказчиком новой работы и теперь представляет оригинальную Труппу Уэйна Макгрегора с их последней постановкой "АвтоБИОграфия" (26 ноября, Театр музыкальной комедии), премьера которой прошла в лондонском театре Сэдлерс Уэллс месяц назад.
Смотреть обязательно надо, говорят об этой премьере много. Макгрегор давно и прочно погружен во всякие биотехнологические штудии, физика тела для него — не философия движения (то есть не только она), но предмет прикладного научного интереса. Кульминацией этой научно–танцевальной одержимости стала "АвтоБИОграфия", ради которой хореограф расшифровал собственный геном. Вроде как хотел добраться до самых истоков своей личности, найти рычаги, которые управляют жизнью человека, конкретного "себя" и вообще "нас". Нашел ли? Узнаем не только на спектакле, но и после него — во время разговора хореографа со знаменитым ученым — популяризатором нейронаук Татьяной Черниговской.
На истоптанной фестивалем Вишневой сцене БДТ под занавес "Дягилева" запланирован еще один поход в дебри памяти — только не генома человека, а происхождения современного танца как такового. 1 декабря Балет Лотарингии (Ballet de Lorraine) начнет с себя, а закончит реконструкцией балета времен самого Сергея Дягилева. Спектакль "След древних движений" поставили в 2017–м ученики Мерса Каннингема, бывшие руководители труппы Петер Якобсон и Томас Келей. Во втором акте наступит очередь балета самого Мерса Каннингема 1968 года "Тропический лес" в оформлении Энди Уорхола. А в финале — па–бам! — российская премьера балета Relache (в переводе с французского — "Спектакль отменяется"): реконструкция опуса соратников Дягилева — художника–авангардиста Франсиса Пикабиа с музыкой Эрика Сати и немым фильмом Рене Клера вместо антракта. Кстати, в 1924 году премьера этого странного и забавного кабаретно–визионерского представления действительно отменялась — хореограф и главный солист, ученик Михаила Фокина Жан Бёрлин внезапно приболел.
От забавного до трагичного на фестивале "Дягилев P. S." один шаг, как это и бывало в шедеврах Ballets Russes 100 лет назад. Гротескный спектакль "Коко" Йо Стрёмгрена (Норвегия) с марионеткой престарелой Коко Шанель в главной роли оборачивается драмой вечного одиночества, а юмористические миниатюры шведской труппы Norrdans AB3 и Pas de Danse с хореографией Матса Эка читаются как символистские притчи (24 ноября, Молодежный театр на Фонтанке).
Таково уж свойство современной хореографии — облагораживать все, к чему прикоснется. О чем бы ни танцевали на сцене, все равно в центре внимания чистая физическая красота. Возможно, в этом секрет привлекательности жанра для всевозможных модников и светского общества. Взглянуть хотя бы на фотографии той же Дианы Вишневой, "Королей танца" и других звезд на выставке "Импресарио" (Шереметевский дворец, с 26 ноября), посвященной собирателю и зажигателю этих звезд продюсеру Сергею Даниляну (его, между прочим, вовсю сравнивают с Сергеем Дягилевым): глянец, да и только. Гимном глянцу кажется и программа примы Большого театра Светланы Захаровой Amore, за год с остановками по всему миру докатившаяся до Александринского театра (28 ноября). Летящие силуэты от модного кутюрье, возвышенные чувства на музыку Чайковского и Респиги, немного милой иронии под Моцарта в окружении кордебалета — красота неимоверная. Аккуратная современность постановок — так, в качестве соли и перца, без них теперь и гламур не гламур.