Детские центры Виктора Лаптева против детских садов Крупской

Автор фото: Беликов Валентин

Владелец ГК "Арсенал–Недвижимость" Виктор Лаптев предлагает разрешить застройщикам вместо государственных детских садов строить коммерческие детские центры. О том, почему не работают существующие схемы обеспечения районов новостроек социальной инфраструктурой и в чем виновата Надежда Крупская, он рассказал в интервью "Деловому Петербургу".

Система детских садов сложилась уже давно, зачем что–то менять?

— Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено 20 ноября 1917 года с Декларации по дошкольному воспитанию. До революции, конечно, в России тоже были детские сады — всего около 280, из них 250 — платные. Там развивали личность ребенка, воспитывали индивидуальность, но с приходом советской власти изменился социальный заказ — потребовалось воспитывать активных строителей социализма. Тогда же начали строить детские сады, возникли санитарные нормы и правила — СанПиН. И хотя последние Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждения были утверждены в 2013 году, прямо скажем — с начала XX века мало что изменилось, и мы вынуждены жить по правилам, созданным во времена Надежды Константиновны Крупской, ведь именно она отвечала за развитие системы дошкольного воспитания в те времена.

В чем же проблема?

— В избыточности требований. Например, по нормам в новом детском саду на группу из 20 человек должна быть игровая комната площадью 50 м2 и спальня — еще 50 м2. Почему? Потому что во времена Крупской не было систем вентиляции, которые позволяли бы обеспечивать нормальный воздухообмен, и игровая проветривалась тогда, когда дети находились в спальне, и наоборот. Сейчас технологии вентиляции и кондиционирования продвинулись далеко вперед, но во всех нормах до сих пор значится, что вентиляция должна быть естественной.
Еще один момент — пищеблок, где готовится еда. По существующим нормам он должен быть огромным, с отдельным столом для разделки рыбы, отдельным — для мяса и т. д. И это во времена, когда уже есть и кейтеринг, и полуфабрикаты, можно построить один пищевой комбинат и обеспечивать качественной едой все детские сады района, а не нанимать в каждый из них команду поваров.
В результате, если соблюдать все нормы, то для 180 детей нужно построить здание площадью 4600 м2. В нынешних ценах стоимость строительства составляет около 300 млн рублей, то есть три детских сада — это уже миллиард. А все из–за кого? Из–за Надежды Константиновны Крупской. Как придумали систему 100 лет назад, так никто и не хочет ничего менять.

Как найти выход из этой ситуации?

— Я предлагаю дать возможность создавать не гигантские детские сады, а коммерческие детские центры (КДЦ). Они будут выгодны и для бюджета, и для застройщиков, а главное — для жителей районов новостроек, которым сейчас зачастую просто некуда водить детей, приходится возить их в город, тратить на дорогу по 1,5–2 часа в день. Так что мы выступаем с программой, которую можно было бы назвать "КДЦ Лаптева против детских садов Крупской".

В чем суть проекта?

— Если строить детский сад, который затем передается государству, то мы обязаны жестко следовать СанПиН по площади. Для КДЦ таких жестких нормативов нет, но они и для садов избыточны. И мы на ту же площадь сможем принять больше детей, объединив, например, игровую со спальней, при этом не уменьшив комфорта детей. Тем более что в районах сложившейся застройки в детских садах позволяется объединять помещения, и никто не считает это трагедией.
Сейчас на ребенка в детском саду приходится около 25 м2 общей площади, это больше, чем нормативы для жилья, а ведь в той же спальне он проводит всего 2 часа во время тихого часа. Между тем мебельная промышленность давно предлагает решения в виде кроватей–трансформеров, которые собираются за несколько секунд из стола или откидываются из шкафа. Это позволяет оптимально использовать пространство. Да и во всем мире: в Чехии, в Германии, во Франции — вы не увидите в садах отдельных спален, там часто и кроватей–то нет.

Кому плохо оттого, что у детей будет две комнаты?

— Бюджету плохо. Ведь мало того, что детский сад нужно выкупить у застройщика, его еще нужно содержать. Только отопление одного здания площадью 5 тыс. м2 стоит колоссальных денег, а умножьте это на количество детских садов по всей стране, получится и вовсе гигантская сумма. В случае с коммерческим детским центром это берет на себя частная управляющая компания. А дети, думаю, и не заметят того, в той же комнате они спят или нет.
У нас есть письмо от наших дольщиков — 52 жителя квартала "Солнечный" просят организовать коммерческий детский сад в качестве альтернативы государственным. Люди заинтересованы в разнообразии подходов к воспитанию и образованию своих детей.
Государство тратит огромные деньги на содержание зданий, но при этом не может себе позволить платить большую зарплату воспитателям. А мы хотим создать систему, при которой предприниматели, застройщики начнут создавать свои КДЦ и соревноваться, у кого лучше. Появятся центры, работающие по системе Монтессори, со специализацией на математике, робототехнике или биологии. Рынок в итоге все отрегулирует, а качество образования будет выше, в том числе за счет более высокой зарплаты.

Частный сад сегодня — дорогое удовольствие. Смогут ли КДЦ решить вопрос с обеспечением социальной инфраструктурой? Не будет ли это слишком дорого?

— Прекрасно известно, что наши государственные детские сады тоже не бесплатны — за счет дополнительных занятий, кружков и прочего стоимость доходит до 8 тыс. в месяц. Наша бизнес–модель предполагает, что плата за сад составит около 10 тыс. рублей в месяц. Я считаю, что для людей, которые покупают квартиры в новых кварталах, ездят на новых машинах, это вполне приемлемая сумма, которую они сами захотят отдать, если будут знать, во–первых, что при покупке квартиры им гарантировано место в КДЦ, а во–вторых, что в этом центре будет хорошее образование.
Кроме того, для социально незащищенных слоев существуют субсидии. Например, если это мать–одиночка с небольшой зарплатой, то она может обратиться в органы соцзащиты, чтобы государство перечислило — даже не ей, а напрямую в КДЦ — стоимость пребывания ребенка в центре. В любом случае субсидирование 10% жителей обойдется дешевле, чем содержать здание и целый штат детского сада.

Вы оценивали спрос со стороны ваших дольщиков?

— Мы достаточно высоко оцениваем платежеспособный спрос — средняя зарплата в Петербурге значительно выше, чем стоимость пребывания в нашем КДЦ. Сейчас в среднем по городу ниже 28–30 тыс. рублей в месяц найти частный сад невозможно, самый экономвариант — 22 тыс., я уже не говорю о стоимости услуг няни.

Вы предлагаете полностью отказаться от строительства государственных детских садов застройщиками?

— Зачем такие кардинальные меры? Пусть будет возможность выбора. Если кто–то строит совсем дешевое жилье, то ему может быть удобнее построить по нормативам социальный детский сад и продать его области по цене Минрегиона. На сегодняшний момент выкупная цена составляет около 40 тыс. рублей за 1 м2, то есть всего за сад — около 184 млн рублей. А кто хочет — пусть строит КДЦ. У нас специфика кварталов такова, что нам интереснее работать именно с коммерческими центрами. Мы хотим обеспечивать детям нормальное дошкольное образование за приемлемые деньги!

Почему частные детские сады не так активно развиваются в районах новостроек, если они так востребованы?

— Не все готовы идти в сферу работы с детьми — это все–таки большая ответственность. У нас уже есть хороший опыт — действует футбольная команда, дети занимаются борьбой. Во–вторых, существует некоторое непонимание ряда положений Налогового кодекса. Там указывается, что детская образовательная организация освобождается от налога на прибыль, если она некоммерческая. Но кого считать коммерческими, а кого нет? Этот вопрос требует уточнения!

Кто будет заниматься созданием самих центров и насколько может быть выгоден этот проект?

— Мы планируем выступать как управляющая компания, а развивать КДЦ будет наемная команда профессионалов. Мы не исключаем варианта и того, что если проект будет успешно развиваться, то его может выкупить инвестор. Если считать все–таки, что налог на прибыль будет нулевым, то при упрощенной системе налогообложения предпринимателю нужно будет платить 20% доходов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. В результате при доходе 10% годовых мы планируем, что окупится такой КДЦ в течение 10 лет.

Что нужно сделать, чтобы внедрить эту систему?

— Чтобы нас поддержали другие застройщики и губернатор Ленинградской области — Александр Дрозденко. Я уже общался с генеральным директором Setl City Ильей Еременко, он поддержал эту идею. Думаю, что и другим застройщикам она будет интересна. Нам нужно уточнить нормативы, внести уточнения в налоговое законодательство — а там уже каждый будет сам создавать свои, уникальные детские центры. А для того, чтобы сформировать нормативы, надо собраться за одним столом застройщикам, комитету по образованию, который выдает лицензии образовательным учреждениям, и Роспотребнадзору, и я уверен, мы придем к компромиссу.

Как вы оцениваете перспективы этого проекта на практике?

— Я думаю, что Александр Дрозденко — самый продвинутый губернатор в России. В свое время он поддержал мою инициативу — так появилась
Биография
Виктор Лаптев
Окончил Ленинградский институт железнодорожного транспорта и юридический факультет СПбГУ. В марте 1997 года стал учредителем и генеральным директором инвестиционно–строительной компании "Арсенал–Недвижимость". В 2013 году уступил место генерального директора ЗАО "Арсенал–Недвижимость" Станиславу Данеляну. В 2005 году награжден званием "Почетный строитель России".
Справка
ГК "Арсенал– Недвижимость"
Создана в 1997 году. Является крупным застройщиком, реализующим проекты в сегментах эконом– и комфорткласса. Основное территориальное присутствие сосредоточено в Ленинградской области: Новое Девяткино, Мурино, Кудрово, Бугры. В стадии строительства находится более 260 тыс. м2 жилой и коммерческой недвижимости."Соцобъекты в обмен на налоги". Но время идет, меняются обстоятельства, и сейчас эта программа уже не может решить всех проблем, так что настало время двигаться дальше.
Мы надеемся на поддержку со стороны губернатора. Тем более что таким образом мы решаем сразу много проблем самого бюджета. Сейчас государство тратит большие деньги на содержание детских садов, но зачастую там не уделяется должное внимание индивидуальному развитию и раскрытию потенциала каждого ребенка. В итоге вырастает все меньше новых Менделеевых и Ломоносовых. А мы хотим, чтобы из наших детей вырастали талантливые ученые, которые будут совершать новые великие открытия и прорывы.