Борьба с перегруженными грузовиками и регулярные облавы привели к падению объема перевозок

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

С конца октября инспекторы ГИБДД, регионального Ространснадзора и представители столичной ФСБ устроили облаву на грузоперевозчиков, возящих с перевесом инертные стройматериалы с карьеров на городские стройки. В результате объемы перевозок сократились почти вдвое, а тарифы на транспортировку выросли на 70%.

Сегодня перевозчики в унисон рассказывают, что 2 недели назад столкнулись с массовым задержанием грузовиков из-за перевеса. Не нарушая закона, среднестатистический самосвал может перевезти 20 тонн (15 м3) песка или щебня. А по факту в кузовы загружают до 45 тонн (30 м3). Штраф за такой перевес — 400 тыс. рублей, что разорит любого перевозчика. Напугавшись банкротства и потери имущества, грузовики встали. «Мы попали на второй день облавы. Едва избежали штрафа. Неделю все стояли, а с понедельника поехали снова. Но везем только по полкузова, и за перевозку 1 м3 на 1 км берем 5 рублей, а не 3, как раньше», — говорит один из перевозчиков.
Но, несмотря на ужесточение весового контроля, опрошенные «ДП» перевозчики одобряют происходящее. «Мы и многие другие компании рады ужесточению. Нам выгоднее работать по закону, так как, нагружая грузовик по нормативу, мы экономим на эксплуатационных расходах. Но есть опасения, что скоро проверка закончится и все вернется на круги своя», — сетует Сергей Королев, гендиректор ООО «Генподряд».
Впрочем, этого может и не случиться. Минтранс РФ подготовил проект приказа, согласно которому с 2018 года на дорогах появятся пункты автоматического взвешивания грузовиков. На Приозерском шоссе уже обустроен такой пункт. Правда, пока он работает в тестовом режиме. Но перевозчики уже боятся рисковать и не ездят там с нарушениями. «Мы же знаем, что штрафы могут копиться, а потом придут и разорят нас», — говорит один из предпринимателей.
Недобросовестные грузоперевозчики, которые едут с перегрузом, рванули в город в обход постов через ЗСД. Отчасти как раз этот факт и объясняет констатируемое компанией ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС, управляет ЗСД) феноменальное увеличение трафика на платной магистрали после повышения тарифов. «Обычно после повышения тарифов трафик сокращается на 5-7% в течение 2-3 месяцев», — говорит гендиректор МСС Алексей Бнатов.
Он рассказал, что в последнее время на ЗСД увеличилось количество тяжелых грузовиков. Перевозчики обрадовались возможности проехать через город за 20 минут благодаря открытию центрального участка магистрали. В результате дорога стала быстрее выходить из строя, на ней появилась колейность. «Причем гораздо быстрее, чем мы ожидали, так как грузовики едут с серьезным перевесом. На южном участке мы уже провели анализ, установив сенсорные датчики, и обнаружили, что перевес достигает 70%. Из-за этого разрушается дорожное полотно, а значит, требуются дополнительные затраты на эксплуатацию и ремонт дороги», — говорит Алексей Бнатов.
По его словам, аналогичное обследование транспорта в течение ближайших месяцев пройдет и на северном участке ЗСД. МСС не станет вводить специальный тариф для перевозчиков с перегрузом, а просто не будет пускать их на трассу. «Согласно требованиям закона мы должны пресекать такие нарушения», — пояснил Бнатов. На ЗСД автоматизированные пункты весового контроля установят на съездах в Белоострове и на пересечении с КАД.
Ужесточение весового контроля может в краткосрочной перспективе привести к подорожанию стройматериалов. «Вот-вот наступит коллапс. В городе уже не хватает материалов. Бетонные заводы на грани остановки. Цены стремительно растут. Бетон уже подорожал на 300 рублей за 1 м3, и это не предел», — говорит гендиректор Объединенной бетонной компании Виталий Прокуроров.
Его коллега, глава компании «ФиннПанель» Вячеслав Засухин, подтверждает, что цены на стройматериалы уже поднялись в среднем на 30%.
По одной из версий, возможно, ужесточение весового контроля на дорогах связано с назначением в начале октября Александра Семенова главой ГИБДД Петербурга и Ленобласти. «В прежние времена мы не боялись внеплановых проверок, так как знали о них заранее от источников в ГИБДД. Услуги посредников по предупреждению внезапных ситуаций и проверок оценивались примерно в 12 млрд рублей в год. Сегодня, со сменой руководства в госавтоинспекции, возможно, отлаженный годами механизм дал небольшой сбой. Но нельзя исключать, что новый руководитель все починит. И мы будем ездить как прежде», — говорит один из собеседников «ДП».
По словам одного информированного собеседника «ДП», близкого к ГИБДД, возможно, что усиление контроля за весовыми параметрами в Петербурге и Ленобласти завершится 30 ноября и перевозчики смогут продолжить работу в привычном режиме.