ГК "Терра Авто" продала комплекс зданий на Парнасе продуктовой сети "Перекресток"

Автор фото: Вышинский Денис
Генеральный директор ГК «Терра-Авто» Владислав Рыдаев.

ГК "Терра Авто" продала здание на Парнасе сети "Перекресток", но продолжит продавать в нем автомобили Lada на правах аренды. Сумма сделки оценивается в 300 млн рублей.

Как стало известно "ДП", ГК "Терра Авто" продала комплекс зданий на Парнасе, где располагается автоцентр Lada, сети "Перекресток". В X5 и "Терра Авто" сделку не прокомментировали. Стоимость здания площадью 4,4 тыс. м2 оценивается экспертами в 250–300 млн рублей. По данным "ДП", автоцентр останется работать в здании в качестве арендатора. Стоимость аренды может составить около 1,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, говорят эксперты. Под продажу автомобилей будет отведено 1 тыс. м2, из которых половина отойдет под сервисную зону, на остальных площадях в декабре начнет работу продовольственный супермаркет.
Собеседники на рынке говорят, что "Терра Авто" присматривала на севере города автоцентры для переезда салона Lada, но в итоге решила остаться работать в нынешнем здании. Близкий к сделке источник полагает, что арендная модель на сегодняшний день может быть выгоднее. Продажа комплекса зданий позволит компании направить вырученные средства на развитие бизнеса, в том числе на финансирование проекта по организации торговли автомобилями с пробегом. Ранее "ДП" писал, что "Терра Авто" планировала развивать это направление вместе с ГК "Аксель", но в итоге партнерство не сложилось.
Другие собеседники на рынке предполагают, что у ГК "Терра Авто" может быть высокая кредитная нагрузка и вырученные средства частично пойдут на ее погашение.
"Терра Авто" в 2016 году продала более 6,5 тыс. новых автомобилей, ее доля на рынке города составила 3,6%. В портфеле автодилера такие марки, как KIA, Lada, Chevrolet–Niva, он располагает девятью центрами в Петербурге и регионах — Пскове, Великом Новгороде. Продажи компанией машин с пробегом в 2016 году составили 3 тыс. штук. Компания подконтрольна Владиславу Рыдаеву. Оборот за 2016 год — более 12 млрд рублей.

Основной покупатель

После кризиса сделок по продаже автоцентров становится все больше. ГК "Евросиб" продала бывший центр Ford на Пулковском шоссе сети "Сезон". Гипермаркет "К–руока" (сейчас "Лента") выкупил здание автоцентра у дилера "Гриффин Авто". "Лента" купила два автоцентра — у "Атлант–М" и "Аларм Моторс". Бывший центр Hyundai на Планерной улице арендовала сеть "Магнит".
Конкуренты тоже покупают наиболее удачно расположенные автоцентры ушедших с рынка дилеров. Так, например, холдинг "Бипэк авто — Азия авто" приобрел автоцентр в Кудрово, где обанкротившаяся ГК "Лаура" продавала Renault, — теперь там будут торговать автомобилями Lada. Дилер Haval Сергей Кравченко выкупил центр "Парк М", где ранее продавались BMW, у семьи миллиардера Григория Нагинского и открыл там второй центр марки. Арендуют опустевшие салоны и неофициальные дилеры. На месте обанкротившейся "Авто Гаммы" на Кушелевской дороге продает автомобили новый дилер "Гамма Моторс". Автоцентр банкротящейся ГК "Лаура" на Софийской улице заняли компании "АвтоМарт" и "Эксперт Карс". Но большое количество зданий месяцами не могут найти покупателя. Это салоны обанкротившихся ГК "Лаура", "Авто Гамма", "ТДВ Авто", "Камчатская–Авто", Смольнинского автоцентра и других.

Выиграли все

Сделка удачная, тем более что центр находится рядом с районом "Северная долина", где есть высокая востребованность в таких магазинах, говорит Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб". По его словам, в сегменте массовых брендов конкуренция растет, деньги становятся дороже и короче, соответственно, эффективность дилерского бизнеса ниже, поэтому приток некредитных средств без потерь для бизнеса для дилера очень важен.
Как отмечает управляющий партнер Университета продаж Виталий Новиков, тенденция на рынке такова, что владельцы коммерческой недвижимости пытаются от нее избавиться, если она не является профильным бизнесом. "В этой истории выиграли все: дилер решил сфокусироваться на основной деятельности, а инвестор приобрел здание с "трафикмейкером", каким является автосалон", — считает Виталий Новиков.
"Конверсия актива в оборотный капитал — интересный вариант снижения кредитной нагрузки и увеличения оборотного капитала в период роста продаж. Это позволит как снизить расходы по кредиту, так и увеличить доходную часть дилерского центра", — говорит автоэксперт Евгений Пекарский.
Не секрет, что у многих автодилеров, в том числе и ГК "Терра Авто", довольно высокая кредитная нагрузка, которую они пытаются погасить. Продажа активов — едва ли не единственный способ это сделать. Получение живых денег, помимо погашения кредитов, позволит выкупать больше ПТС (это увеличит скорость выдачи автомобилей и количество продаж) и автомобилей по программе трейд–ин, которые являются значимой частью доходов в автобизнесе. Кроме того, оставить автосалон в здании — хорошее решение. При переезде дилер был бы вынужден вложиться в реконструкцию новых площадей и формировать новую клиентскую базу.
Олег Барабанов
Генеральный Директор Объединенной Автомобильной Корпорации
Вряд ли переход дилеров от владения автоцентрами к их аренде станет массовым. Сегодня дилеры предпочитают работать на собственных площадях, это позволяет не зависеть от арендодателя. Например, ГК "Лаура" в свое время на Софийской улице не смогла платить аренду, установленную в долларах, и была вынуждена съехать в никуда. А вот "Автоцентр Петровский" арендует площади и работает весьма эффективно. Очевидно, в ГК "Терра Авто" посчитали, что арендная модель бизнеса на данной точке будет более оправданна. Видимо, продажи в этом салоне не требовали такого количества площадей.
Василий Орехов
Директор По Маркетингу "Атлант–М Балтика"