Партнерство кофе и бургера. Число франшиз в общепите за год выросло на 40%

Автор фото: Грин Евгений
Автор фото: Грин Евгений

Рынок франшиз восстанавливается после кризиса, его рост оценивают до 10%. В сфере общепита предложение франшиз увеличилось за год на 40%, и все чаще это российские бренды.

Рынок франшиз в потребительской сфере быстро восстанавливается после кризиса, особенно активен общепит. Например, по данным Franshiza.ru, в этой сфере объем предложений франшиз вырос на 40%, и именно в сторону общепита смещается покупательский спрос. Следующие по популярности — медицинские исследовательские лаборатории и магазины. В целом, подсчитали в АКИТ, рынок франшиз за 2017 год увеличился на 5,5%, по данным POSTER — на 10%. Как отмечают эксперты, это пока незначительный рост, но уже начало восстановления после кризиса.

Российские кофейни

В конце 2017 года на петербургский рынок вышли франчайзинговые проекты Cofix из Москвы, молдавская сеть Tucano Coffee, которая планирует запустить 50 кофеен в разных городах России. "В этом году появилась и Newman’s Coffee, бренд которой — десерты "модельной внешности". В целом летом и осенью 2017 года о себе заявляли в основном кофейные бренды", — отмечает Александра Попова, шеф–редактор портала Restorating. Эксперты Franshiza.ru добавляют, что особенно популярны бургерные, это 15% рынка франшиз в ресторанной сфере. А спрос на новые суши–бары и магазины невысокий: рынок уже насыщен.
"Рынок цикличен и сейчас находится в стадии реструктуризации, — рассуждает Александр Умаров, директор по франчайзингу Tucano Coffee в России. — Все идет по одной схеме: появляется модный продукт, открывается несколько очень успешных проектов, потом на волне успеха — еще пара десятков, а то и сотен новых. Рынок насыщается, и спрос начинает падать. Затем — реструктуризация. Слабые уходят, сильные остаются. Так было с ночными клубами, японской кухней, пиццей, крафтовыми барами. Следом идут бургеры и пекарни. Теперь пришел черед кофеен. Какой продукт будет следующим после кофе? Возможно, израильский стритфуд, handmade–десерты, а может, паназиатская кухня".
Он добавляет, что российский рынок пока только учится создавать собственные франшизы, успешных и крупных проектов мало. Но в то же время многие иностранные компании ставят слишком жесткие по нынешним временам условия: ведут расчеты в валюте, обязывают партнеров покупать импортные продукты. И это мотивирует местных предпринимателей браться за разработку собственных проектов.
Оценить рынок франшиз в общепите эксперты не берутся, но отмечают, что рост заметен на контрасте с сильным падением во время скачков курсов валют в 2014–2015 годах. Тогда многие предприниматели, которые платили роялти в долларах или евро, отказались от франшиз. А усугубили ситуацию договоры аренды с оплатой в иностранной валюте, которые особенно были распространены в крупных ТЦ, и дороговизна импортных продуктов. В итоге, к примеру, компания "Планета гостеприимства", которая 19 лет была мастер–франчайзи Sbarro в России, отказалась от сотрудничества, и сеть пиццерий спустя год нашла нового партнера.
Евгений Драй, основатель сети кафе–мороженых Gelateria Plombir, рассказывает, что на "обновленном" рынке стали популярнее российские франшизы, в том числе потому, что импортные продукты стали менее доступны, а импортозамещение буксует. Особенно заметно это для тех, кто готовит блюда из рыбы. Ушли с рынка и некоторые зарубежные производители торгового оборудования. Но франшизы в сфере общепита — это почти всегда быстрое питание, а не рестораны, в целом от кризиса эта сфера пострадала меньше. "Да, немного упал средний чек, и предложения стали более бюджетными.
Но оптовые цены на продукты питания в кафе не так сильно привязаны к курсу рубля, как в ресторанах, — рассуждает Евгений Драй. — К тому же все больше становится людей, которые питаются вне дома. Они не ходят по дорогим заведениям, но и не носят с собой бутерброды в пакетике. Это и не любители экзотики, и просто занятые люди, которым некогда и незачем готовить дома". Предприниматель уверен, что именно на эту аудиторию стоит рассчитывать бизнесу в ближайшие годы. В частности, из–за скорости обслуживания растет популярность пекарен и бургерных, таких франшиз продается все больше.

Не только еда

Александр Логунов, председатель комитета по стандартизации АКИТ, как и остальные эксперты, ожидает дальнейшего роста рынка. Но с тем, что драйвером станет именно общепит, он не согласен, эксперт делает ставку на магазины, особенно сегменты DIY, детских товаров и услуг. "Практически все франчайзеры перешли на рублевую модель вслед за арендодателями в первый год высокой волатильности курса рубля. Поэтому уже не играет роли, чья франшиза — российская или зарубежная. На решение о покупке франшизы влияют узнаваемость бренда и потенциальный заработок, — говорит Александр Логунов. — В последнее время распространение получают и новые виды франшиз — квесты, коворкинги и мастерские. Так, например, "220 Вольт" запустила новый вид франшизы — коворкинг–мастерская".
В этом году в Петербурге заработала школа шитья по партнерской программе дома Burda.
В POSTER отмечают, что кроме общепита сейчас высок спрос на франшизы, связанные с детским досугом, франшизы диагностических лабораторий и розничной непищевой торговли. Это, например, продажи матрасов, электроинструментов, женской, детской и мужской одежды, обуви и спортивных товаров.
На петербургском рынке около 100 франшиз общепита, в основном это точки быстрого обслуживания (бургеры, пицца, суши) и кофейни. Есть предложения по продаже мороженого и замороженных йогуртов. В России за год рынок франшиз вырос на 10%, но всплеск наблюдается только у крупных игроков. В связи с падением рубля бизнес стал "прожорливее", и спрос сместился на франшизы фастфуда и стритфуда. Самые популярные сети с окупаемостью до полутора лет — "Крошка картошка", "33 пингвина", "Иль Патио", "Баскин Робинс", "Додо Пицца", "Сабвей" и "Стардогс".
Родион Ерошек
соучредитель компании по автоматизации кафе, ресторанов и магазинов Poster
Зажиточный докризисный Петербург радовался серьезным франшизам: Buddha Bar, Tse Fung. Тогда же росли недешевые Harat’s, "Додо", "Андерсон". Сейчас наименее рисковое дело — кофе: большая аудитория, по карману и ресторатору, и гостю, к тому же Петербург на пике кофейной зависимости. Любопытный проект — кофейни Cofix с меню по единой цене. Интересно, как он протянет с двузначным ценником на Невском. В этом году ушла из города франшиза "Андерсон". Детские кафе сети живут в Москве, а в Петербурге пока не удается.
Александра Попова
шеф–редактор Restorating
Рынок вырос на 18%-20%. В кризис многие заняли выжидательную позицию, чтобы посмотреть, насколько устойчивыми окажутся франчайзеры, и в 2014-2015 годы рост замедлился. С другой стороны, кризис показал, что у малого бизнеса больше шансов «выжить» под крылом старшего партнера. В то же время у предпринимателей стало меньше денег. Надо сказать, рынок быстро подстроился: у крупных игроков появились концепции под разные возможности партнеров. Стало меньше предложений премиум-класса. Кризис «очистил» рынок от «псевдофраншиз». Если до 2014 года продажа франшиз казалась «золотым дном» для фирм, которые планировали быструю экспансию, но не имели ни собственных точек, ни проверенной бизнес-модели, то есть, предлагали партнерам совместный путь проб и ошибок, в 2017 году количество таких «псевдофраншиз» снизилось. Как прогнозируют эксперты, к 2020 объемы рынка увеличатся до 2500 концепций и 200 тысяч точек продаж, которые создадут до 4 млн рабочих мест и добавят к ВВП страны около 500 млрд рублей. Кроме того, аналитики отмечают интерес к покупке франшиз в таких «непривычных» сферах, как сельское хозяйство, транспорт, коммунальные услуги, услуги связи. Пока тенденция слабая, но возможно, скоро мы услышим о франшизах в производстве электроэнергии или лесном хозяйстве.
Дарья Горякина
заместитель гендиректора по коммерции, «Лабораторная служба Хеликс»