Миллиардер Олег Барабанов избежал субсидиарной ответственности на 5,4 млрд рублей

Олег Барабанов, экс-владелец Автохолдинга РРТ.
Автор фото: Коньков Сергей
Олег Барабанов, экс-владелец Автохолдинга РРТ.
Автор фото: Коньков Сергей

Кредиторы обанкротившегося автохолдинга "РРТ" предприняли последнюю попытку взыскать с миллиардера Олега Барабанова 5,4 млрд рублей долгов, но суд им отказал.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал конкурсному управляющему ООО "РРТ Северо-Запад" Светлане Галактионовой в удовлетворении ее ходатайства о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих банкрота. С этих лиц - бывшего гендиректора компании Владислава Чернышева и основателя автохолдинга "РРТ" Олега Барабанова (№157 в рейтинге миллиардеров "ДП" - 2017, состояние оценивается в 4,2 млрд рублей) - управляющий требует взыскать всю сумму неудовлетворенных требований кредиторов - 5,418 млрд рублей.

Каскад претензий

В обоснование своего ходатайства, которое активно поддерживал представитель основного кредитора - банка ВТБ, Светлана Галактионова сообщила суду, что Барабанов и Чернышев в предбанкротный период совершили ряд сделок, которые и привели к банкротству автодилера. В частности, в декабре 2013 года "РРТ-Северо-Запад" выдало аффилированной структуре "Малярно-кузовной центр GM" вексельный заем на 460 млн рублей со сроком возврата в 2018 году. А в декабре 2015 года "МКЦ GM" был ликвидирован и удален из ЕГРЮЛ, в связи с чем вексель превратился в простую бумажку. По мнению управляющего, гендиректор "РРТ Северо-Запад" Владислав Чернышев должен был взыскать с заемщика вексельный долг, как только узнал о его готовящейся ликвидации, но не сделал этого.
Во-вторых, в январе 2014 года "РРТ Северо-Запад" в качестве отступного передало в пользу аффилированной компании "РРТ-Озерки" два векселя АО "АрионИнвест" (компания связана с лишившимся в апреле 2016 года лицензии Интерактивным банком) на сумму 13 млн и 43 млн рублей. Впоследствии, в феврале 2017 года, суд признал эту сделку недействительной, но бумаги к банкроту так и не вернулись.
В-третьих, в марте 2014 года "РРТ-Северо-Запад" зачло взаимные требования родственным структурам - ООО "РРТ-Озерки", ООО "РРТ "ФК-Ниссан", ООО "РРТ" и ООО "РРТ ФК-субару" -  на сумму 1,6 млн рублей.
В-четвертых, "РРТ-Мурманск" арендовал у "РРТ-Северо-Запад" помещение в Мурманске, но за аренду платил с перебоями, а Чернышев не взыскивал задолженности.
В-пятых, подозрения управляющего вызвал инвестиционный договор на строительство автоцентра в Воронеже, за который "РРТ" заплатил 196 млн рублей, но объект недвижимости так и не получил.
Кроме того, в 2011 году "РРТ-Север-Запад" поручился за другие структуры автохолдинга "РРТ", а также лично за Олега Барабанова по договорам займа: 147 млн рублей перед топ-менеджером автохолдинга Галиной Акулиной, 230 млн рублей перед ООО "Концепт-Ком" (связан с дистрибутором компьютерной техники "Марвел").
Наконец, Владислав Чернышев, по словам управляющего, уклонился от передачи ей печатей, штампов и документов компании, что не позволило предъявить требования долгов к АО "Русфинстрой", АО "Норд Трейд групп инк",ООО "Крона", ООО "Субару Мотор", ИП Владиславу Чернышеву и Олегу Барабанову.

Внешние причины

Владислав Чернышев на это возразил, что причиной банкротства автохолдинга стала неблагоприятная внешняя конъюнктура, в том числе прекращение производства и реализации автомобилей Opel и Chevrolet в России ввиду международных санкций со стороны США. "Совершение нами отдельных сделок, в том числе признанных недействительными в судебном порядке, само по себе не могло повлечь банкротство должника", - отметил он.
Олег Барабанов же заявил, что конкурсный управляющий, при всех ее доводах, вообще не обосновала претензии лично к нему: "Какие конкретные действия я совершил, которые привели к банкротству? Ответа нет".
Адвокат Чернышева детализировал возражения: гендиректор занимал свою должность с февраля 2012 по май 2015 года, и часть сделок были заключены до него, а часть невзысканных долгов могла с таким же успехом взыскать и сама конкурсный управляющий: она приняла компанию за полгода до ликвидации вексельного заемщика "МКЦ GM". Остальные же сделки затронули лишь 1,4% от суммы активов компании и к банкротству привести не могли.

Плодотворное банкротство

Автохолдинг "РРТ" обанкротился в 2013 году. Тогда Олег Барабанов продал пять автоцентров GM (два в Петербурге, по одному в Казани, Набережных Челнах, Вологде) в рамках реструктуризации долга 2,5 млрд рублей перед банком "Санкт-Петербург". На торгах автоцентры отошли структурам, считавшимся близкими к банку. Затем начавший свой бизнес перед банкротством РРТ экс-партнер Олега Барабанова по РРТ Андрей Ивойлов взял их в аренду под продажу GM. После ухода из России GM на петербургские центры Андрей Ивойлов получил франшизу Lada. До 2016 года включительно он набирал портфель брендов, а близкие к Олегу Барабанову компании на торгах выкупали автоцентры РРТ и получали новые франшизы.
В итоге была сформирована Объединенная автомобильная корпорация, в чей портфель вошли Nissan, Subaru и Lada, ряд других марок, а также имущественный комплекс. По итогам 2016 года ОАК занимает 5,4% на авторынке города. Выручка за этот период составила 11,7 млрд рублей. Летом 2017 года направление Lada у ОАК выкупила казахстанская "Бипэк авто — Азия авто", куда Андрей Ивойлов ушел управляющим, а Олег Барабанов вернулся в автобизнес, выкупив у экс-партнера ОАК.
За последние несколько месяцев после возвращения в автобизнес бизнесмен провел крупнейшие сделки на авторынке города: объединился с компанией "Де Вилль" и создал совместное предприятие с японской Sojitz Corporation по продаже Subaru. А в начале октября 2017 года бизнесмен стал советником президента банка "Санкт-Петербург" Александра Савельева.
"Мы намерены оспорить данное решение суда и продолжим добиваться возврата кредитных средств группы компаний РРТ в соответствии с российским законодательством", - прокомментировали решение суда в банке ВТБ.