Мукомольные предприятия Петербурга опровергают распространенную Смольным информацию о дефиците зерна

Мукомолы опровергают распространенную с подачи Смольного информацию о возникновении в Петербурге дефицита зерна и возможной остановке производства хлеба.

В Петербурге активно распространяется информация о возможном дефиците муки, хлеба и росте цен на эти продукты. Некоторые информированные источники, близкие к производству, заявляют, что накануне президентских выборов, в начале 2018 года, городские мукомольные комбинаты могут остановиться якобы из–за отсутствия зерна. А между тем городские мукомолы покрывают большую часть потребности в муке хлебопекарных, кондитерских производств, розницы Петербурга и области. То есть проблемы с поставками зерна могут обернуться дефицитом хлеба.
На самом деле опасаться нечего, выяснил "ДП", мукомольные комбинаты обеспечены запасом зерна на полгода вперед, а выпуск продукции увеличивается из месяца в месяц с начала 2017 года (см. "Производство муки в Петербурге"). Более того, растет ввоз муки из других регионов РФ, отмечают участники рынка.

Угроза дефицита

Впервые информация о проблемах со снабжением местных комбинатов зерном появилась в конце октября. Появились публикации о том, что губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, встревоженный ситуацией с поставками зерна на мукомольные комбинаты, обратился за помощью к вице–премьеру Аркадию Дворковичу. В письме вице–премьеру губернатор сетовал на то, что мукомольные предприятия города не могут получить вагоны для доставки зерна с элеваторов, из–за чего возникает риск остановки производства. И, как следствие, над городом нависает угроза дефицита хлебопекарной продукции.
"Действительно, такое письмо было, и мы его отправляли, — подтвердил Андрей Кибитов, руководитель пресс–службы администрации губернатора Петербурга. — Чтобы понять, кто его инициировал, вам надо обратиться в комитет по промышленной политике и инновациям. А я не могу сейчас комментировать. Я в командировке в Узбекистане. Не очень удобно". Максим Мейксин, глава комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ), тоже оказался в Узбекистане и не смог оперативно прокомментировать ситуацию.
Наталья Загорская, глава крупнейшего мукомольного комбината Петербурга — ОАО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С. М. Кирова", пояснила, что это она сообщила председателю КППИ о возможных перебоях с поставками зерна. Информация дошла до губернатора, и он направил письмо Дворковичу.

Впереди паровоза

По словам Натальи Загорской, она действовала на опережение и никак не ожидала такого ажиотажа. "Сегодня у нас нет никаких срывов ни с поставками, ни с вагонами. За выходные выгружено вот конкретно на моей территории 150 вагонов. Это, поверьте, достаточно для того, чтобы обеспечивать город бесперебойно. Клиенты мои сегодня все обеспечены. Запас готовой продукции есть, запас сырья есть, никаких вопросов на сегодня не имеется, — уверяет Наталья Загорская. — Никакого ажиотажа нет. Вагоны сегодня ко мне заходят даже в большем размере, чем мне это необходимо. Вопрос давно решен. Спасибо огромное Георгию Сергеевичу Полтавченко, который помог нам решить вопросы. Фактически мы сработали просто на опережение".
Генеральный директор второго по объему производства мукомольного предприятия города — Петербургского мельничного комбината Анна Буркова тоже заявила, что никаких проблем не было и нет.
"Ситуация следующая. Проблем у нас никаких нет — ни с сырьем, ни с вагонами. Запасов у нас на полгода вперед. И поставки идут постоянно. Все под контролем губернатора. Наши клиенты удовлетворены на 300%, и запасов готовой продукции у нас достаточно. Ситуация под контролем правительства, и все решается!" — сообщила глава ПМК.
"Мы не испытываем дефицита в поставках муки", — заявили в ООО "Группа компаний "Дарница". Аналогичные комментарии дали и другие потребители муки. Более того, мукомолы наращивают производство. С января по сентябрь они произвели свыше 305 тыс. тонн продукции, что на 2% выше уровня 2016–го.

Сезонные колебания

Перебои с вагонами для перевозки зерна, как выяснилось, тоже больше надуманная проблема, чем реальная угроза. Все в пределах сезонных колебаний, ничего необычного, уверяют логисты. Пик спроса на перевозки зерна традиционно приходится на осень.
Для этого задействовано 42 тыс. хопперов–зерновозов. Причем около 25% таких вагонов перевозят еще и удобрения, минерально–строительные грузы. Крупнейший игрок на рынке, ЗАО "Русагротранс", контролирует 62% парка зерновозов.
Осенью, по словам логистов, возникает всплеск спроса на вагоны из–за резко возрастающей потребности оперативно вывезти на экспорт поступающее на рынок зерно нового урожая.
Цена на внешнем рынке на 30% выше, чем на внутреннем ($190 за 1 тонну против $146 за 1 тонну).
В этот период может возникать кратковременный локальный дефицит вагонов, отмечают эксперты. Темпы производства новых хопперов–зерновозов последние 2 года превышают темпы списания старых вагонов, то есть парк активно восполняется, отмечает руководитель департамента маркетинга ЗАО "Евросиб СПб–ТС" Николай Черкезюк. Тем не менее в отдельные моменты восполнение парка не успевает за потребностями рынка. По его мнению, к концу 2017 года ситуация с зерновозами полностью нормализуется, локальный дефицит исчезнет.