Налоги скрываются в нелегальном дыму

Объем черного рынка торговли контрабандными сигаретами в Петербурге и Ленобласти, по подсчетам "ДП", составляет 5 млрд рублей в год и постоянно растет. Только от этих двух регионов бюджет недополучает более 4 млрд рублей акцизов и НДС. Бизнесмены и эксперты обсудили, как объединить усилия с контролирующими органами в борьбе с этой проблемой.

Автор: Ермохин Сергей

Елена Смирнова, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Петербургу, заместитель главного государственного санитарного врача по Петербургу:

За 9 месяцев 2017 года мы провели на объектах, где идет торговля табачными изделиями, 274 проверки. В половине случаев выявили нарушения законодательства. Например, табачной продукцией торговали на территории ближе 100 м от образовательных учреждений.
Впрочем, сама продукция при этом была легальной. По результатам проверок управлением вынесено 184 постановления по делам об административных нарушениям на сумму 1,3 млн рублей.
Также в этом году мы провели совместную проверку с сотрудниками Северо–Западной оперативной таможни. Два предпринимателя торговали нелегальным табаком для кальянов. Эти табачные изделия в количестве более 7 тыс. пачек были конфискованы по судебным решениям.
Мы стоим на защите прав потребителей и, конечно, выступаем против оборота нелегальной продукции. Но нужно понимать, что мы работаем в рамках Федерального закона № 294, который защищает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он позволяет проводить проверки только при соблюдении установленных этим законом требований. Так, внеплановая проверка по обращению об угрозе здоровью и жизни проводится только по согласованию с прокуратурой. При этом плановые проверки субъектов малого предпринимательства с начала 2016 года до окончания 2018 года не проводятся. Также сейчас мы не вправе осуществлять контрольную закупку.
Проводимые нами проверки касаются только хозяйствующих субъектов.
Если незаконную торговлю ведут физические лица, требуется проведение оперативно–разыскных мероприятий. Это уже задача правоохранительных органов. Вот представители общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, вправе заходить в торговые залы как потребители. Далее они могут сообщить нам о выявленных ими нарушениях законодательства. В целом мы готовы в рабочем режиме обмениваться информацией о выявленных нарушениях на территории Петербурга.
Автор: Ермохин Сергей

Кирилл Конов, менеджер по защите брендов JTI Россия:

Первые случаи розничной продажи табачной продукции, не предназначенной для реализации в России, были отмечены в начале 2016 года. В основном в приграничных с Белоруссией областях, но впоследствии география расширилась.
С конца 2016 года мы начали регулярно выявлять торговые точки, занимающиеся продажей нелегальной продукции, на территории рынка Апраксин Двор, а также в других районах Петербурга и Ленобласти. По результатам контрольных закупок мы подавали обращения в МВД и Роспотребнадзор с указанием мест реализации нелегальной табачной продукции. Но из–за отсутствия четкой правоприменительной практики наши обращения в контролирующие органы не приводили к конкретным результатам. В большинстве случаев их переадресовывали в Роспотребнадзор, так как применяемая в таких случаях ст. 15.12 КоАП ("Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке или нанесению информации…") не входит в сферу ведения органов внутренних дел.
В других случаях проводимые проверки не выявляли нарушений в розничной торговле табачными изделиями, что неудивительно, так как нелегальная табачная продукция не продается открыто с витрины. Зачастую ее выдают по запросу, из–под прилавка. Что касается Роспотребнадзора, то в большинстве случаев основанием для отказа в рассмотрении обращения служит банальное отсутствие кассового чека, подтверждающего факт покупки. Но торговцы нелегальными сигаретами кассовых чеков не выдают.
В тех же случаях, когда удается подтвердить факт нарушения, продавец ограничивается штрафом, не превышающим 4 тыс. рублей. Такой штраф не способен отпугнуть нарушителей, получающих многократно более высокие прибыли с продажи нелегальных сигарет.
Возможно, эффективнее было бы привлекать нарушителей по ст. 171.1 УК РФ ("Сбыт товаров и продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ"), которая предполагает значительно более высокий штраф и наказание вплоть до уголовной ответственности. Однако здесь есть свои условия. Применение этой статьи требует, чтобы стоимость изъятой продукции превышала 100 тыс. рублей, а также наличия умысла в действиях нарушителей, которые в большинстве случаев придерживаются версии, что приобретали сигареты для личного потребления.
Эффективно противостоять нелегальной торговле табачными изделиями можно. Выравнивание ставок акциза внутри Евразийского экономического союза должно устранить ценовые различия в стоимости пачки и тем самым решить проблему нелегальных перетоков дешевых сигарет из соседних стран на территорию России.
С другой стороны, совершенствование правоприменительных практик и наделение правоохранительных органов дополнительными инструментами контроля способны пресечь распространение нелегальной продукции через набирающие популярность альтернативные каналы продаж, какими сегодня являются различные виды стихийной торговли.
Автор: Ермохин Сергей

Максим Богданов, управляющий по коммерческому планированию Северо–Западного региона компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»:

Нелегальная торговля табачными изделиями ведется практически во всех регионах России. По данным исследовательского агентства TNS, по России в I квартале 2017 года нелегальный рынок составил 4,6%. Это самый высокий уровень за последнее время. В отдельных регионах, граничащих со странами, где акцизные ставки на сигареты существенно ниже, чем в России, этот показатель намного превышает средний по РФ. Один из самых ярких примеров — ситуация в Великих Луках Псковской области, где нелегальными табачными изделиями торгуют в каждой третьей несетевой точке, причем совершенно открыто. Основная причина очевидна: цена легальных сигарет и тех, что приходят немаркированными из Белоруссии, различается почти в 2 раза.
Одной из наиболее действенных мер, способных изменить ситуацию, является повышение эффективности правоприменительной практики и прямое взаимодействие органов власти с производителями табачной продукции для мониторинга ситуации и пресечения реализации нелегальной продукции.
Автор: Ермохин Сергей

Александр Мышинский, генеральный директор ГК «Реал»:

Все кивают головой и говорят: "Да, мы знаем, что идет торговля нелегальной продукцией, но мы ничего не можем с этим поделать. Пока борьбой с торговлей нелегальными сигаретами и алкоголем руководит МВД, эта проблема не будет решена". На все вопросы в МВД отвечают: "Нет возможности". Вероятно, для участковых эта торговля — единственный хлеб.
Весь малый бизнес, который чувствует безнаказанность и не особо стремится легализоваться, не видит смысла в торговле официальным табаком. Таким предпринимателям выгоднее торговать белорусским контрабандным табаком с наценкой 50%, чем легальным с наценкой 7%. Чем меньше становится наценка, тем больше бизнесмены смотрят в сторону легальной работы.
Автор: Ермохин Сергей

Марина Камаева, управляющий по внешним и корпоративным связям ЗАО «Филип Моррис Ижора»:

Еще 5 пять назад почти вся табачная продукция на территории России была легальной.
Но сейчас нелегальная торговля является одной из важных проблем, и ее масштабы продолжают расти и наносят существенный ущерб экономике, обществу и бизнесу. На это влияет и диспропорция акцизных ставок в странах ЕАЭС, и инфляция, и рост цен, и снижение покупательной способности населения. Не последнюю роль играет терпимость и даже игнорирование со стороны общественности: мало кто задумывается над тем, что, приобретая нелегальный продукт, он финансирует организованную преступность.
Для того чтобы остановить рост рынка нелегальной табачной продукции в России и обеспечить устойчивые налоговые поступления в государственный бюджет, необходим комплексный подход: гармонизация акцизных ставок на табачную продукцию в странах Таможенного союза, ужесточение административных и уголовных мер наказания за правонарушения в области производства и сбыта нелегальной продукции, а также расширение полномочий органов полиции в области выявления таких правонарушений.
Автор: Ермохин Сергей

Валерий Кириченко, координатор ассоциации торговых предприятий «Союз»:

Не секрет, что главным дистрибьютором сигарет является компания "Мегаполис". Она занимает около 40% рынка в Петербурге. Остальные 60% приходятся в основном на какие–то ИП, ЧП. Как ИП могут охватить 60% рынка? Как и чем они торгуют? Какие налоги платят?
Даже легальный бизнес в нынешних условиях вынужден уходить в тень. Возможно, стоило бы наводить порядок через легальных дистрибьюторов.
Также стоит отметить, что контрабандные сигареты сейчас начали поступать из Казахстана уже в не меньших объемах, чем из Белоруссии.
В борьбе с нарушителями контролирующим органам стоило бы объединиться с производителями.