Как прошла "Биржа стартапов" №34

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

На 34-й по счету "Бирже стартапов" инвесторы увидели наклейки для проектирования интерьеров, сервис для создания персональных радиостанций из лицензированной музыки, развивающие игрушки из дерева, центр профессиональной заточки инструментов, booking для офиса и музей СССР.

"Биржа стартапов" по традиции началась рано утром в ресторане "Rыба". В этот раз инвесторы были довольны всеми проектами, назвав их интересными и перспективными. Три из шести стартапов получили приглашение на встречу для переговоров о возможной сделке.
Одним из стартапов, заручившимся поддержкой инвестора, оказался проект Beezy Baby — производство развивающих игрушек для детей. Чтобы привлечь внимание к своей продукции, основатели проекта принесли в ресторан свой "Beezy-Дом": яркий деревянный дом высотой 60 см со множеством деталей, которые можно трогать и двигать. Еще до выступления стартапа его в коридоре заприметили сразу два инвестора, решив, что эта игрушка придется по вкусу их детям. В итоге с "Биржи стартапов" команда ушла без "Beezy-Дома", но с приглашением на встречу к инвестору. Дом купил один из членов жюри.
Однако победителем октябрьской "Биржи стартапов", судя по оценкам закрытого голосования членов жюри, стал проект "Музей СССР" предпринимателей Алексея и Андрея Тупициных. Они тоже смогли найти на мероприятии потенциального стратегического партнера.
Звуки Му
Выступление стартаперов началось с презентации проекта Muzlab. Его создатель Павел Мордаев представил инвесторам сервис для создания персональных радиостанций из лицензированной музыки без отчислений в РАО и ВОИС.
В сервис уже вложено 9, 4 млн рублей, инвестором выступил холдинг Mio Media (входит "Радио Ваня", "Питер FM" и др.). Сейчас у стартапа 60 клиентов, в том числе салон "Lexus-Пулково" и супермаркет "Кей". Презентацию проекта можно скачать здесь.
"На сегодняшний день в нашей базе более 20 тыс. композиций. Ежемесячная подписка стоит от 2,5 тыс. рублей, в зависимости от площади помещения, где идет аудиотрансляция", — рассказал представитель проекта Павел Мордаев.
Руководитель проекта имеет 20-летний опыт создания радиостанций. Сейчас проект ищет 14 млн рублей на маркетинг, создание музыкального каталога и разработку, предлагая инвестору 20% компании. Возврат инвестиций, по расчетам предпринимателя, займет не больше 2 лет. А за 5 лет инвестор сможет заработать 40 млн рублей.
Выступление основателя Muzlab вызвало разную реакцию бизнес-ангелов. "Этот контент будет стоить меньше, чем 2,5 тыс. в месяц, даже если помещение небольшое, — заметил Михаил Раяк, инвестор, декан Академии ЛИМТУ. — У вас не проработано ценообразование. Также вы идете на площадку фоновой музыки, где нет денег. Кафе не заинтересовано в фоновой музыке: там надо что-нибудь драйвовое, чтобы человек проголодался".
"В нашем каталоге разножанровая музыка. Музыкальный поток для кафе, ресторанов и фитнес-клубов мы выстраиваем, исходя из анализа целевой аудитории компании. А цена складывается из затрат на приобретение лицензий и юридической защиты", — пояснил Павел Мордаев.
"На рынке есть очень неадекватные ценники, а у стартапа средний чек разумный и правильный, — защитил стартап Виталий Новиков, управляющий партнер "Университета продаж". — Проект занимается тем, без чего продажи у их клиентов невозможны. Свой потенциал стартап оценивает верно, компетенция в проекте есть — представителя проекта я помню еще с давних времен, когда обсуждалась работа радио "Хит".
Некоторые эксперты усомнились в качестве музыки. "Социальную сеть вы используете, чтобы анализировать предпочтения, но как вы определяете содержание той или иной точки по социальному статусу?" — обратился к проекту бизнес-ангел Игорь Михайлов.
"Мы делаем аудит у клиентов и получаем портрет потенциального покупателя, — пояснил основатель проекта. — В салоне, где продают "лексусы", разная аудитория, поэтому музыка звучит разножанровая. Другой клиент — сеть кофеен. У них узкая аудитория, а значит, поток музыки мы подстраиваем под конкретную аудиторию".
Точить не переточить
Вторым на "Бирже стартапов" №35 выступил руководитель центра профессиональной заточки инструментов Илья Кадетов. Основные клиенты проекта — парикмахерские и маникюрные салоны Петербурга, в том числе, по словам основателя стартапа, среди них есть сети имидж-студий Дениса Осипова и студий маникюра Лены Лениной, салоны Pilki. Бизнес-ангелы предложили стартапу расширять целевую аудиторию бизнеса и развивать сразу несколько направлений.
Zatochka Handmade работает уже 2 года и имеет 5 тыс. клиентов. "Покупать новый инструмент не всегда выгодно, — объясняет создатель проекта, почему такие услуги пользуются спросом. — Инструмент часто тупится: например, профессиональные мастера маникюра затачивают свой инструмент раз в 3-4 недели".
Сейчас стартапу нужны 20 млн рублей на масштабирование бизнеса: усиление продаж заточного оборудования и расходников, а также покупку дополнительного оборудования для собственной заточки, рекламу, аренду помещения. Инвестору основатели стартапа готовы отдать 20% компании, обещая вернуть вложения через 2,5 года. Презентацию проекта можно скачать здесь.
Большинство бизнес-ангелов отметили перспективность проекта. Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель Sela, посоветовал стартапу срочно расширять свой рынок. "Возможно, мастеру стоит приезжать на дом, чтобы добавить к услугам заточки инструментов для профессионалов возможность заточки ножей и инструментов для домохозяек", — подчеркнул он.
"Рынок, безусловно есть. Но без должного контроля и системы управления предприятием эта хорошая идея с хорошей командой мастеров может не удержаться на плаву: есть риск, что специалисты начнут брать заказы себе и выполнять их без компании-работодателя", — предупредил основателей проекта Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея".
Вячеслав Семененко, управляющий партнер "КБ высотных и подземных сооружений", посоветовал стартапу пройти все стадии бизнеса естественным путем, не привлекая инвестора. "Меня напрягла сумма: вы просите 20 млн рублей, но ваша выручка сейчас 6 млн в год. Стоит самостоятельно пройти компаниям — потенциальным клиентам, формируя свою базу — больше той, что у вас уже есть. Если мастера будут выполнять работу хорошо и щепетильно относиться к потребителю, то это будет востребованно", — обратился он к стартапу.
Многих членов жюри смутили цифры, представленные в презентации. "Вы говорите, что каждый третий салон в городе затачивается у вас. И что к вам возвращается 80% клиентов, но тогда у вас не может быть такого маленького оборота при условии среднего чека, озвученного вами же", — усомнилась Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine.
"Вы ориентируетесь на определенную категорию салонов? Например, есть салоны, где женщины делают стрижку за 10 тыс. рублей. Для таких клиентов любая ошибка будет очень дорого стоить", — спросил у создателя проекта бизнес-ангел Игорь Михайлов.
"Для этого у нас стоит специальное оборудование, которое проверяет все углы заточки. Мы ориентируемся на разные категории салонов, они все нуждаются в заточке приборов", — объяснил Илья Кадетов.
Назад, в будущее
Затем перед членами жюри выступили Андрей и Алексей Тупицины. Они представили проект "Музей СССР", он и набрал больше всего баллов от жюри на 35-й "Бирже стартапов".
Идея открыть постоянную интерактивную экспозицию о жизни и культуре в СССР родилась у братьев Андрея и Алексея Тупициных 10 лет назад. Свою идею они подсмотрели за рубежом. Братья владеют двумя мотоэкипировочными магазинами FrontFlip в Петербурге (оборот за 2016 год — 16 млн рублей), в этом году открыли представительство компании "Рубашка на заказ" (оборот — 300 тыс. в месяц) в Петербурге. У предпринимателей уже есть опыт и в музейном деле: в этом году они открыли Музей мотоэкипировки на площади 35 м2.
Бизнесмены готовы сами вложить миллион рублей и ищут еще 15 млн рублей на создание коллекции, маркетинг и аренду помещения, предлагая инвестору 60%. Часть экспонатов уже есть. Возврат инвестиций, по позитивному прогнозу, составит 1,5 года. Презентацию проекта можно скачать здесь.
"За концепцию мы возьмем хрущевский дом, в этажах-ящиках которого будет размещена часть экспонатов. А нашим главным отличием от других будет интерактивность: ко всему можно будет прикоснуться, померить одежду, посмотреть фильмы. Будет кафе с едой, приготовленной по советским рецептам, и квест — советская квартира. Помимо того, мы планируем вести блог — реалити-шоу по созданию музея с нуля, чтобы привлечь будущих посетителей и получать экспонаты для музея", — рассказал Андрей Тупицин.
Бизнес-ангелы оценили идею стартапа очень высоко, а Вячеслав Семененко выразил желание помочь проекту: "Чисто случайно я год назад занимался изучением музейной темы и считаю, что идея музея СССР очень привлекательна. Я делал несколько исследований и чуть было не вошел в подобный проект. Потенциал огромный, тема хорошая и модная, мне это интересно. Мы будем встречаться с проектом, обсуждать взаимодействие, может быть, договоримся. Если основатели найдут 10-15 туристических фирм, которые работают с китайцами, проект точно взлетит — тем более с заявленной ценой 450 рублей за билет. Это точное попадание в нишу, как для иностранных туристов, так и для внутренних. Одна из самых инвестиционно привлекательных идей на этой "Бирже стартапов".
"В прошлом году открылся музей Великой Отечественной войны, там было настоящее столпотворение. И было здорово, что можно было потрогать технику времен войны, они сделали упор на интерактивность, как и у вас, поэтому идея проекта музея СССР очень понравилась, — поддержал инвестора Владимир Хильченко. — Но, возможно, вы ошиблись со стоимостью оборудования и объемом инвестиций. Вам нужно больше, на мой взгляд".
"В Петербурге много музеев, а ваш, как нишевой, не будет в приоритете. Гости города в первую очередь идут в Эрмитаж и другие музеи", — обратилась к проекту Елена Силинская.
"Музей СССР может быть так же востребован, как и Эрмитаж, как это ни парадоксально. Все зависит от того, включат ли туристические компании в программу посещение вашего музея. Это индивидуальная работа, но перспективы я в этом вижу", — поддержал стартап Аркадий Пекаревский.
"Сейчас в Мраморном дворце есть аналогичная выставка "Дети советской эпохи". Хорошая выставка, но там нет молодежи, при этом много иностранцев. То есть можно выстрелить, если будет хороший маркетинг и правильное место расположения", — пояснил бизнес-ангел Игорь Михайлов.
Поддержал его и миллиардер Вячеслав Семененко. "Если ребята пойдут от маркетинга, то легко будут делать 100 млн в год. В других музеях сохраняется старая школа музейщиков", — отметил он.
Непростой домик
С особым интересом инвесторы слушали выступление Анастасии Качаевой. На суд жюри она представила производство развивающих игрушек из дерева для детей от 8 месяцев до 4 лет, которое открыла вместе с мужем этим летом.
В линейке несколько видов игрушек, самая популярная — дом высотой 60 см, позволяющий ребенку открывать окошки, передвигать детали на стенках, изучать и трогать различные механизмы. Презентацию стартапа можно скачать здесь.
Идея проекта пришла к основателям проекта после рождения ребенка. "Передо мной не стояла задача изучать рынок, но пришлось. И я увидела однотипные пластиковые игрушки или дорогие зарубежные, поэтому пришла такая мысль", — объяснила Анастасия Качаева.
У компании несколько импортных и отечественных конкурентов: продукция различается ценой, наличием цветной подачи и материалом. В месяц продается около 40 единиц товара — через интернет-магазин стартапа и розничные точки в ТЦ. Сейчас проект ищет 3 млн рублей на покупку собственного оборудования для производства игрушек и продвижения бренда. Инвестору предлагается 20% компании.
На презентации Анастасия продемонстрировала сам дом. Бизнес-ангелы с интересом рассматривали и разбирали игрушку. На "Бирже" его купил Виталий Новиков, а после "Биржи" заказал Аркадий Пекаревский.
"У меня есть ребенок, и знаю, что такие вещи востребованны. Желаю стартапу сфокусироваться не столько на продаже домов, сколько на создании городков из них в бизнес-центрах. Это востребованно и принесет очень хороший доход. Может быть, стоит оборудовать такими площадками крупные заведения и торговые центры", — посоветовал Владимир Хильченко.
Поддержать проект решил Аркадий Пекаревский: "Я попробую состыковать этот проект с нашей школой Pik`nMix: дом может быть частью развивающих программ. Возможно, мы включим его в оптовый ассортимент — я посмотрел, вещь сделана достаточно качественно. Не вижу большой истории в этом проекте, но он полезен, и я с удовольствием купил бы такой ребенку".
"Мне кажется, вам срочно нужно брендировать дома "Смешариками" или "Свинкой Пеппой". Будут стоять два одинаковых домика, и все будут смотреть на брендированную вещь", — посоветовала Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".
Многие инвесторы выразили сомнения в необходимости покупки оборудования. Вячеслав Семененко предложил создателям проекта работать с недозагруженными производствами, где люди готовы работать по остаточному принципу.
"Вам не нужно идти в производство, вы не понимаете, что такое активы. Вы не сможете добраться в итоге до бизнеса, затраты поглотят вас. Купите станки, но кто будет на них работать? Завтра этот человек уйдет, станок разворуют. Самое тяжелое — работать с активами, особенно с производственными мощностями, это огромные затраты, как счетчик. Активы тянут на дно: чем больше активов, тем тяжелее заработать деньги", — поддержал его Владимир Хильченко.
"Занимайтесь творчеством: придумывайте и реализуйте это на других производствах. Приходите, например, к нам в центр прототипирования", — подытожил Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга".
Сам себе дизайнер
Следующим проектом, представленным на суд членов жюри октябрьской "Биржи стартапов", стал стартап Plannerix. Его презентовал основатель проекта — дизайнер с 20-летним стажем работы Алексей Сорокин. Он представил набор наклеек-маркеров, которые мобильные приложения AR/VR превращает в инструмент для самостоятельного проектирования интерьеров и ландшафта, создания смет и списков покупок.
У стартапа уже есть клиенты: продано 342 комплекта наклеек. Свой интерес к стартапу проявила Ikea. Так же проект поддержали Obi, "Леруа Мерлен" и Castorama.
"Все могут нарисовать план своей квартиры или участка. Раньше это делалось на миллиметровке или предметы вырезали и двигали, чтобы получился план, — начал свою презентацию создатель Plannerix. — А мы создали многоразовые наклейки, которые не слипаются и не рвутся. Среди них собраны все основные предметы мебели, сантехники и даже розетки и выключатели. Я, как дизайнер, сжал все свои знания, и получилась вполне понятная инструкция".
Механизм работы прост: из наклеек человек создает интерьер квартиры или офиса и фотографирует его в приложении. В итоге на мобильном устройстве получается 3D-дизайн-проект помещения. Команда использует уникальную технологию распознавания множества маркеров одновременно, которую, по словам Алексея Сорокина, сложно скопировать.
Презентацию стартапа можно скачать здесь. В проект уже вложен 1 млн рублей. Сейчас он ищет 5 млн рублей на развитие, взамен инвестору предлагается 15% компании. Полный возврат инвестиций создатель проекта гарантирует в течение 2018 года.
Проектом сразу заинтересовался Виталий Новиков. "Я уже скачиваю ваше приложение", — заявил эксперт на второй минуте презентации стартапа. На третьей минуте Михаил Раяк попросил прислать ссылку на скачивание, когда приложение выйдет на iOS.
"История перспективная и масштабируемая при переводе на другие языки. Шанс выстрелить на международном рынке у этого проекта есть: я его вижу. Выстрелит он или нет — зависит от энергии основателя, его коммуникационных способностей и стечения обстоятельств — больше это похоже на лотерею. Но перспектива есть", — выразил общее мнение членов жюри Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель Sela.
Офисный поиск
"Биржу стартапов" завершил Максим Заикин, экс-владелец агентства недвижимости. Он представил инвесторам сервис для поиска офиса. Getlooky запустился в 2015 году и помогает малому, среднему и крупному бизнесу искать офис. Компания зарабатывает, получая процент от собственника сдаваемого помещения.
"В нашей базе больше предложений, чем у крупных игроков этого рынка, за счет того, что мы работаем только с собственниками. Актуальность объявлений достигает 100%, так как у нас нет агентов", — рассказал о преимуществах сервиса Максим Заикин.
Стартап — резидент бизнес-инкубатора "Ингрия", выпускник акселератора ФРИИ. Недавно в проект инвестировал средства американский фонд Samfinaco. В разработку сервиса вложено 8 млн рублей, и у него есть продажи: в среднем в месяц через платформу проходит четыре сделки. Месячный оборот компании колеблется от 100 тыс. до 700 тыс. рублей. Сейчас проект ищет 10 млн рублей за 14,3% компании для развития функционала сервиса.
"Мы этим занимаемся, поэтому хотели бы пообщаться про складские помещения. Состыкую основателя с коммерческим директором по продаже и аренде помещений для обсуждения возможного сотрудничества. У нас есть 20 промышленных помещений. Нужно донести до потенциального клиента, что есть готовое место", — обратился к проекту Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея".
"С проектом я знаком, он очень перспективный. Нужно расширять рынки и выходить на торговые центры и склады, пока никто не занимается этим. Всем понятно, что рынок недвижимости идет в B2B-формат. Мне там понравился прототип робота, который завтра начнет работать за риелтора: обзванивать людей и говорить с ними", — поддержал коллегу Вячеслав Семененко, управляющий партнер "КБ высотных и подземных сооружений".
"Сейчас у вас из 200 заявок четыре контракта. Что для этого будете делать?" — обратился к основателю проекта бизнес-ангел Александр Гаврюшенко.
"Наша проблема в том, что нужно поддерживать актуальность базы, но мы не можем сделать это физически. Нужен человек, который будет звонить в бизнес-центры и вносить это на сайт. То есть, если клиент посмотрел два-три помещения и они его не устроили, мы должны предложить ему еще и не отпускать. За 2-3 потерянных часа он может найти другую компанию или риелтора", — ответил Максим Заикин.
Виталий Новиков заявил, что есть риски не получить оплату комиссии от представителей бизнес-центров. Вячеслав Семененко поддержал стартапера: "Я подтверждаю, что бизнес-центры не кидают. Они держат контакт и постоянно выставляют свои площади". Презентацию проекта можно скачать здесь.
"У проектов Plannerix и Zatochka, в отличие от других участников этой "Биржи стартапов", продажи могут быть автоматизированы. Это значит, что успех бизнеса не на 100% зависит от команды sales-менеджеров, и это хорошо. У всех остальных, на мой взгляд, достичь результата без работы в режиме 25 часов в сутки не получится", — отметил Михаил Раяк, бизнес-ангел, декан центра дополнительного образования ИТМО "Академия ЛИМТУ".
Высокий уровень проектов отметили все инвесторы. Среди них был и Владимир Хильченко, который, однако, призвал членам жюри чуть менее строго относиться к стартапам, а стартапам — построже относиться к себе и учиться. "Вам всем нужно учиться бизнесу. Во-первых, сформулировать то, что вы предлагаете инвестору. Во-вторых, поучиться системе управления предприятия. Просто идеи недостаточно. Нужно уметь управлять кораблем, иначе никакой инвестор с вами не пойдет", — напутствовал молодых предпринимателей он.
"Сегодня нет сказочников, все проекты близки к реальности, — резюмировала Елена Силинская. — С точки зрения рынка и перспективности больше всего мне понравились проекты Zatochka Handmade, Beezy Baby и Getlooky. Но при этом у всех не очень хорошо просчитан рынок: нужно более узко его сегментировать и отстраивать продажи, маркетинг, чтобы стоимость привлеченных клиентов не была такой высокой. Помимо этого, у некоторых стартапов есть непонимание самоокупаемости и точек безубыточности, поэтому команда не понимает, как им масштабироваться".
В жюри октябрьской "Биржи стартапов" были:
1. Вячеслав Семененко, управляющий партнер "КБ высотных и подземных сооружений"
2.Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель компании Sela
3. Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея"
4. Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел
5. Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine
6. Виталий  Новиков, управляющий директор "Университет продаж"
7. Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"
8.Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
9. Юрий Михайлов, частный инвестор
10. Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга"
11. Михаил Раяк, декан Академии ЛИМТУ — Центра дополнительного образования ИТМО
Следующая "Биржа стартапов" состоится 24 ноября. Чтобы принять участие, необходимо позвонить по номеру 89095835363 куратору проекта Анастасии Жигач и рассказать о своем стартапе и инвестиционном предложении инвестору. Кроме того, необходимо продублировать свой рассказ письмом на anastasia.zhigach@yandex.ru. Заявки принимаются до 14 ноября.