Как реорганизовать рабочее пространство

Продвинутые компании, работающие в сфере консалтинга, сегодня все больше и больше внимания уделяют организации офисного пространства, поскольку рассматривают благоустройство рабочих зон как один из способов стимулирования сотрудников к созданию интеллектуальных продуктов, генерации идей и продуктивной командной работе.

Илья Никифоров, управляющий партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский , Афанасьев и партнеры»:
Пик популярности удаленной работы уже прошел. Работа консультанта предполагает высокий уровень взаимодействия с клиентами и коллегами, что зачастую невозможно при дистанционной работе: специалисты вновь возвращаются в офисы. При этом создается новый подход к организации труда – коворкинговые площадки – пространство с рабочими местами вне офиса. За рубежом коворкинг постепенно становится альтернативой традиционным офисам в различных сферах деятельности.
Вместе с тем в планировке центральных офисов компаний также происходят изменения: примерно треть рабочих мест не закреплены за сотрудниками. Такие рабочие зоны обычно расположены в общих помещениях и могут использоваться как постоянными сотрудниками, так и «внешними» – консультантами, курьерами, стажерами.
Все большую популярность приобретают stand-up desks, или рабочие места, которые позволяют работать как сидя, так и стоя. Все больше работников предпочитают работать стоя: снижаются риски увеличения веса, возникновения диабета и сердечных заболеваний, не нарушается кровообращение и осанка, улучшается самочувствие и настроение.
Еще одним отличительным свойством современной офисной культуры становится наличие корпоративных кафетериев – просторных, светлых, хорошо оборудованных площадок для общения, полуформальных встреч, смены обстановки. Иногда такие зоны благоустраивают на крышах офисных зданий или террасах. Представьте себе летучку команды, проходящую не в скучной обстановке строгих переговорных, а в живой и располагающей атмосфере. Здесь грамотный руководитель обеспечит задел для плодотворной рабочей недели, сплотит команду и повысит эффективность.  
Но и это еще не все! Современные компании стали выделять в офисах помещения для активного отдыха. Теперь в течение дня сотрудники могут снять напряжение за игрой в аэрохоккей, пинг-понг, настольный хоккей, мини-гольф. Хотите приятно удивить клиента и выйти на новый уровень общения? Пригласите его в офис на партию настольного футбола. Уже за нестандартный подход к работе клиент поставит вам дополнительные очки. Психологи всерьез изучают вопрос о том, какие причины влияют на эффективность сотрудников. Безусловно, это личные факторы (взаимоотношения с коллегами, мотивация со стороны руководства и т. п.), но и не только. То, в каком офисном пространстве человек работает, может быть решающим фактором как успеха сотрудника, так и его счастья и социальной удовлетворенности.
Еще в 1960-х ученые выработали концепцию «биофилии» (biophilia), которая подчеркивает врожденную связь между людьми и природой и свидетельствует о любви человека к живому и созиданию. Теория нашла свое применение и в бизнесе: в последнее время инновационные компании применяют эту концепцию в разработке дизайна офисных зон. Присутствие в офисных помещениях элементов природы уже рассматривается не как роскошь, а скорее как разумные инвестиции в здоровье, благополучие и производительность сотрудников.
Существует множество преимуществ и недостатков рабочих зон открытой планировки. Если раньше для консалтинговых фирм было не свойственно устраивать open spaces, то сейчас тренд меняется. При планировании помещения ставка делается на коммуникации, взаимодействие, командную работу, вовлеченность в рабочий процесс и технологические инновации. Вперед идущие компании уже сказали нет иерархическим барьерам. Молодую движущую силу бизнеса не отделяют от корифеев двери с семью замками и напыщенные референты: создается общая коммуна, в которой каждый член может чувствовать себя свободно в коммуникации с коллегами. Это большой вклад в формирование открытой и дружелюбной рабочей обстановки, поддержание мотивации, создание задела для передачи опыта и кадрового просвещения.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе « Блоги «ДП».