Как прописать бизнес-процессы

Если вы решили нанять бизнес-консультанта, задайте ему три вопроса. 1. Что он понимает в вашем бизнесе? (Если он не вел данный конкретный бизнес как владелец, он его не знает.) 2. Может ли он своими деньгами ответить за то, что он наконсультировал? 3. Почему он не может устроиться на работу? (Консультантами у нас обычно становятся те, кто не может никуда устроиться.)

Дмитрий Потапенко, российский предприниматель:
Бизнес-процессы не может прописать ни бизнес-консультант, ни программа. Нанимать кого-то — то же самое, что платить деньги за то, чтобы вы смогли самоопределиться. Самоопределитесь сами, бесплатно. Пропустите все через себя. Когда кто-то делает что-то за вас, это ложится в шкаф кипами талмудов и пылится, никто это не исполняет. Результат приносят только те бумаги, которые прожиты, обкатаны на своей шкуре.
Методология прописывания бизнес-процессов очень проста. Надо взять учебник «Основы информатики и вычислительной техники» за 8-й класс и открыть раздел «Алгоритмы». Приведенные там инструкции позволяют прописывать любые процессы, где есть условия и ответы «да» и «нет», делать любые выводы и инструкции в графической форме. Эта методология легко «зашивается» в таблицы Excel. Не надо для прописывания бизнес-процессов использовать сложные инструменты, которых вы сами не понимаете. Объем бизнес-процессов колоссальный, и чем более сложным будет софт, тем больше шансов, что вы запутаетесь. Большой массив данных должен собираться примитивным инструментом.
Пропишите все подробно, до запятой. Все ваши продавцы, бухгалтеры и прочие сотрудники должны работать на основе не просто прописанного, а прорисованного бизнес-процесса. Кассир, продавец, продавец-консультант должны работать на основе картинок. Все его движения, мимика, размышления должны укладываться в комиксы. Глазной контакт, приветствие, пересчет денег, прокатка товара, прощание — эти моменты должны быть прописаны и прорисованы. Есть такое выражение — дьявол в деталях. Любой момент, который не прописан, станет в будущем источником проблем. У вас не должно быть даже мысли: «Это само собой разумеющееся». Само собой ничего не разумеется. Допустим, для вас улыбаться клиенту в порядке вещей, а для человека, которого вы взяли кассиром, — нет.
Начинать прописывать бизнес-процессы нужно с самых проблемных мест. У любого руководителя есть «дырки» — столкновение интересов подразделений. Универсальный пример, присутствующий практически во всех видах бизнеса: продажники ненавидят бухгалтерию, а бухгалтерия ненавидит продажников, потому что они не собирают первичку, считая это задачей бухгалтерии. Начинать прописывание бизнес-процессов с очевидных вещей, например с того, как происходят продажи, — не просто ошибка, а глупость. Начинайте с самого противного, двигайтесь от сложного к простому. Конечная задача — чтобы компания работала как человек. При ходьбе человек постоянно падает, но тут же подставляет следующую ногу — он не задумывается об этом. Бизнес-процессы должны существовать не в виде талмудов, а в голове.
Поясню, как прописываются бизнес-процессы, на примере такого универсального бизнес-процесса, как подбор персонала. Во главу стола сажаете директора по персоналу. За этим столом в числе прочих обязательно должен сидеть генеральный директор и владелец компании. Напоминаю, что именно владелец компании является идеологом прописывания бизнес-процессов. Причем это должно быть его искреннее желание — стандартизировать свой бизнес, в противном случае прописанное не будет работать ни при каких обстоятельствах. Есть массив подбора персонала — от секретаря до управляющего объектом. Есть входящие документы — заявки. Есть конечный документ — это архивация либо соискателя на должность, либо заявки в отделе кадров или массиве данных. В заявке отражено, сколько стоит работник, в какой срок он должен быть подобран, какая у него квалификация и т. д., и документы, входящие и исходящие, например согласование со службой безопасности. Директор по персоналу прописывает, как проходит заявка. Заявка пришла, прошло собеседование с начальником службы безопасности. Если результат положительный, анкета направляется туда-то, если отрицательный — анкета не уничтожается, а отправляется в архив. И в рамках бизнес-процесса все подчиняются владельцу этого бизнес-процесса — директору по персоналу, — включая владельца компании и генерального директора.
По этой схеме прописываются все бизнес-процессы, только во главу стола садятся разные люди. Например, в бизнес-процессе бюджетирования это финансовый директор. Бюджетирование компании начинается с заявок на финансирование, начиная от заявки начальницы отдела кадров, которой нужны скрепки, и заканчивая заявкой владельца компании, которому нужна новая секретарша. Все это прописывается в систему бюджетирования, прописываются входящие и исходящие документы.
В нашей компании существует даже бизнес-процесс прохождения обыска. Сотрудники должны знать все до мелочей — как себя вести при выемке документов, что говорить, — чтобы не оказаться застигнутыми врасплох. Они должны знать, что нельзя выбрасывать флешки в мусорное ведро — потому что там ищут в первую очередь.
Как видите, прописывание бизнес-процессов — довольно примитивный механизм. Но пользоваться им нужно регулярно — тогда он работает как часы.
Повторяю: никакая сторонняя организация за вас этого не сделает. Вы можете нанять специалиста, который научит вас прописывать бизнес-процессы, то есть покажет методологию, но обучением все должно ограничиться. Когда бизнес-процесс прописан не теми, кто сидел за столом, его нужно внедрять. А это невозможно, потому что он не пережит людьми, которые в нем задействованы.
Совет:
Если вы, центральный офис, пишете бизнес-процессы для магазина, это надо делать вместе с работниками магазина. Центральный офис — зло по определению. Даже если вы выложите рабочее место кассира золотыми слитками, вы все равно останетесь для него скотиной. Отношение сотрудников можно изменить только вовлечением их в жизнь компании, осознанием, что вы единое целое. Так, раз в месяц я выгоняю свой офис на точки общепита, а когда мы запускали «Пятерочку», я мыл полы в торговом зале. Если магазинов несколько, пригласите за стол товароведов, директоров магазинов. Важно, чтобы они почувствовали себя в общей схеме. Тогда не будет проблем ни с внедрением бизнес-процессов, ни с контролем за их исполнением.
Неважно, насколько качественно вы прописали бизнес-процессы. На первом этапе ошибки неизбежны, примите это как данность и каждые 3 месяца проводите аудит написанного. Итераций в бизнес-процессах должно быть как минимум три-четыре. Первая итерация — это нулевой этап. На данной стадии у вас все будет криво и косо. Вторая итерация — 3–9 месяцев: вы будете переписывать то, что написали. Третья итерация — с 9-го по 18-й месяц. После нее у вас есть шанс получить бизнес-процессы, прописанные полностью.
Фрагмент книги «Бизнес — это глаголы и существительные, которые заканчиваются цифрами», которая выходит в ближайшее время в издательстве «АСТ» (в 2017 году).
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе «Блоги «ДП».