Единое окно в Интернет

 Спросите у любого китайца: "Какой у вас аналог Instagram?" Он ответит: "WeChat". "А мессенджер Telegram у вас случайно не заблокирован?" — "Не знаю, мы пользуемся WeChat". — "А что с мобильными платежами?" — "Почти все принимают платежи через WeChat". Замечу, принимают их даже продавцы на рынке. Этот метод расчетов даже более популярен, чем в России платежи через онлайн–кабинет самого популярного банка. Как рассказывает одна знакомая переводчица с китайского, когда в России заблокировали WeChat (это было в мае 2017 года), ей написали все знакомые китайцы, обеспокоенные будущей коммуникацией. Хорошо, что мессенджер в России быстро разблокировали.

Жанна Журавлева, журналист:
Да, китайская система практически безальтернативна. Но очень удобна. Фактически WeChat — единое окно для всей интернет–жизни. Созданный когда–то по принципу ICQ, WeChat ушел от него бесконечно далеко. Выключи на день WeChat — это будут гигантские последствия для экономики (но, конечно, просто так этого произойти не может, ведь за WeChat стоит могущественная компания Tencent, которую называют китайским Microsoft). Такого аналога в России, да и в большинстве других стран, просто нет.
Недавно стало известно, что Китай экспериментирует с блокировкой WhatsApp, одного из немногих популярных в западном мире мессенджеров, который остается доступным в Китае. (Правда, время от времени отдельные функции вроде видеочата или обмена фотографиями и другими файлами перестают работать. Но в то же время в КНР полностью заблокированы Facebook Messenger, Instagram, Twitter, сервисы Google и многое другое.) Эксперименты произошли в преддверии XIX национального съезда Коммунистической партии Китая, который состоялся на прошлой неделе.
На конец II квартала 2017 года у WeChat, согласно данным портала Statista, было 963 млн пользователей. У WhatsApp на тот же момент Statista насчитала в два с лишним раза больше пользователей — 2,06 млрд. То есть это единственный более крупный мессенджер, чем WeChat, допущенный на рынок Китая. Но, как дали понять в этом году, допущен он до поры до времени, с оговорками, на условии соблюдения "правил приличия". К тому же возможности WeChat для рядового пользователя настолько огромны, что он, скорее всего, предпочтет его западным аналогам.
Вообще, это распространенная китайская стратегия — не просто запрещать чужое, а сделать так, чтобы удобнее было пользоваться своим. "Я уже года два не была в гипермаркете, — говорит китаянка, посетившая вместе с русскими туристами один из магазинов сети известного западного ретейлера. — Заказываю все через Taobao, в том числе продукты. Очень удобно". (Taobao — площадка для интернет–торговли на китайском языке, созданная Alibaba Group, знакомой россиянам по Aliexpress.)
И вот этот подход — то, чему стоит среди прочего поучиться у китайцев. Например, наши онлайн–ретейлеры ратуют за прикрытие окна трансграничной интернет–торговли. Но что они предлагают взамен? Платить дороже или ездить оплачивать пошлину неизвестно куда, отказываться от привычного. Ради чего — мнимой справедливости и чьей–то чужой мифической пользы.