Розничный расклад: как федеральные сети соревнуются друг с другом в Петербурге

Автор фото: Ковалев Петр
Автор фото: Ковалев Петр

В Петербурге, где за последние несколько лет с продуктового розничного рынка ушло около десятка небольших местных сетей, теперь основная конкурентная борьба развернулась между федеральными игроками.

В Петербурге, где на долю сетевой розницы приходится уже более 96% розничного товарооборота, мелкие петербургские сети, не выдержав конкуренции с большими сетями, уходят с рынка. Среди них "Кир.24", "Лукошко", "Гастроном 811", "Пятачок", "Сетка", "Диета" и др. Поэтому основная конкуренция развернулась между федеральными ретейлерами.
По данным INFOLine, в первом полугодии 2017 года лидером по открытиям стала Х5 Retail Group с форматом "Пятерочка", запустив 50 магазинов. На 1 июля сеть насчитывала 377 объектов. Краснодарская сеть "Магнит" открыла в Петербурге 23 универсама, и теперь у нее 207 точек в городе. "Дикси" за первые 6 месяцев, наоборот, закрыла 21 объект, сократив сеть до 280 магазинов. В самой компании сообщили, что данные INFOLine не совсем корректны: за первое полугодие закрыто 11 магазинов (по причине неэффективности) в Петербурге, Ленобласти и Мурманске, и на июль в Петербурге было 299 магазинов.
Крупная петербургская компания "ТД "Интерторг" открыла в первом полугодии 14 магазинов Spar, из них девять в Петербурге. Таким образом, сеть увеличилась до 135 точек, рассказали в компании.
Другой крупный петербургский игрок — сеть "Полушка" в первом полугодии 2017 года увеличила в Петербурге сеть со 123 до 131 магазина.
Совладелец сети ТД "Реалъ" Александр Мышинский отмечает, что хороших мест для открытия магазинов в Петербурге не так уж и много, а если что-то появляется, то крупные сети быстро перехватывают их, предлагая арендную ставку выше.
По торговой площади первое место занимает "Лента" (160 тыс. м2, до покупки "К-Руоки" было 120 тыс. м2), на втором "О'Кей" — 151 тыс. м2 (сеть открыла два магазина).
По прогнозу INFOLine, сеть "Магнит", у которой в Петербурге 62 тыс. м2 торговых площадей (без учета "Магнит-Косметик"), с высокой долей вероятности по итогам 2017 года обгонит "Дикси", имеющую 70 тыс. м2.
Если, по подсчетам ФАС, "Пятерочка" в 2017 году не превысит долю рынка 25%, то дальнейшая борьба в городе развернется между ней и "Магнитом". По данным антимонопольной службы, доля Х5 Retail Group в Петербурге по итогам 2016 года составила 22,32%, а "Магнит" — 3,99%.
В этом году оборот розничной торговли в России и в Петербурге впервые за 2 года перестал сокращаться. Так, в России за первые 9 месяцев 2017 года он вырос в сопоставимых ценах по сравнению с показателем за аналогичный период 2016 года на 0,2% и составил 18,9 трлн рублей. В Петербурге за этот же период оборот увеличился на 2,5%, до 955 млрд рублей, в то время как в 2015 году он сократился на 1,5%, в 2015 году — на 12,2%, подсчитал Росстат.