"Я живу на 1% от дохода". Миллиардер Алексей Фурсов рассказал, как жизнь в коммуналке дала ему стимул заняться бизнесом

Автор фото: Сергей Ермохин

Он уверяет, что зарабатывание денег его уже не интересует, но готов инвестировать еще в десяток новых стартапов. Владеет одной из самых крупных сетей ресторанов города, но не считает себя ресторатором. Миллиардер Алексей Фурсов поделился своим опытом с начинающими предпринимателями на первой встрече Бизнес–клуба "ДП".

Некоторые истории Алексей Фурсов рассказывал и раньше. Про то, что Fitness House появился, потому что в один день он не смог попасть ни в любимый зал в Sport Life, ни в World Class своего приятеля Юрия Фарбера. О том, что первый миллион был заработан задолго до "Евразии" и Fitness House — во время работы руководителем по продажам мясопродуктов и курицы из США.
Но о многом он рассказал впервые. В основном о своих личных интересах. О том, что мюзикл "Призрак оперы" в Лондоне слушал уже 12 раз, и о том, что в последние годы потребности стали значительно ниже, ведь все уже есть, а «покупать восьмую спортивную машину нет никакого смысла». Как проводит со своими детьми по 4 часа в день и для этого специально приходит домой не позже 8 вечера, а в свободное время занимается вокалом и учит испанский язык.
Алексей Фурсов признается, что во многих ситуациях его выручала предпринимательская "чуйка". Так, одним из самых успешных решений называет продажу своих ресторанов "Евразия" в Москве: "Тогда это казалось ошибкой, а цена самой продажи — очень низкой, со скидкой 50% от рыночной стоимости. Меня сильно отговаривали, — рассказывает он. —  Довольно быстро поняли, что мы ее продали не просто безумно дорого — это была самая верхняя цена, которая была возможна. Люди, которые у нас ее купили, через 4 месяца выкинули ключи и закрыли ее. Возможно, если бы я этого не сделал, сегодня "Евразии" бы не было вообще".
Сейчас он живет на 1% от своей прибыли, остальное инвестирует. Не верит в криптовалюты, IPO, успешных бизнесвумен — считает, что роль женщин совсем в другом. При этом из 10 проектов, в которые он вкладывается, выживает только два. Его это не останавливает.
Алексей Фурсов не только продолжает развивать свои основные направления бизнеса, расширяя сеть Fitness House и обновляя "Евразии" и "Япоши", но и постоянно пробует новые проекты. Среди них — сеть развлекательных комплексов Mouse House: в настоящее время открывается второй, Алексей Фурсов говорит, что намерен завлечь туда всех детей Петроградки. Кроме того, как постоянный член жюри "Биржи стартапов" он вложился в проект по производству шерсти. При этом уверяет, что дал в итоге основателям стартапа больше денег, чем они изначально просили.
Участники бизнес-клуба "ДП"  задавали не только общие вопросы, но и консультировались по поводу ведения своих дел. Например, благодаря вопросу Петра Лобанова, владельца сети бургерных "Бюро", стало понятно, что практически все рестораны в Петербурге имеют одинаковый фудкост (от англ. food cost — стоимость еды, продуктов) — 33 копейки с рубля — и маржинальность 10%.
Будущее ресторанного бизнеса сейчас под угрозой, заявил Алексей Фурсов и несколько раз отметил, что рынок переполнен, а это неминуемо ведет к тому, что большинство ресторанов в городе в скором времени закроются. За следующий год закроются 20% ресторанов, причем прекратить работу придется и устоявшимся игрокам рынка, уточнил он. На «Евразии» эта тенденция уже сказалась: за 3 года пришлось закрыть порядка 30% заведений.
На встрече обсуждались и возможности сотрудничества молодых предпринимателей с компаниями Алексея Фурсова. Илья Губарев, владелец компании "Акваплот", рассказал о возможностях его продукции для Fitness House. Алексей Фурсов отметил, что его команда постоянно находится в поисках интересных проектов и работает в том числе с новыми партнерами.
Андрей Тупицин, совладелец компании FrontFlip, объяснил, что собирается стать участником "Биржи стартапов", и спросил, в какие проекты, по мнению миллиардера, сегодня стоит вкладываться инвесторам и какие условия нужно предлагать им, чтобы проект выглядел инвестиционно привлекательным. "Нужно вкладываться прежде всего в производство. Один из самых главных факторов — доходность проекта и срок возврата инвестиций. А доля зависит от объема требуемых инвестиций. Если это $100 млн, доля создателя проекта должна быть минимальной. Если $1 млн — максимальной", — ответил он.
Среди участников первой встречи бизнес-клуба были Евгений Ощепков, совладелец компании "Нигма", которая строит квесты под брендом iLocked, Алена Енова, совладелица ТАЙГА Hostel&Hotel, Вадим Баткин, бизнес-ангел и партнер Senior Advisors, Петр Громов, совладелец платформы Mypio, и другие герои рубрики Next и конкурса "Молодые миллионеры".  
Следующая встреча пройдет 24 октября, ее гостем станет Михаил Иоффе . Вступить в клуб можно, позвонив по телефону 8-921-321-99-63 Татьяне Березкиной. Цель клуба — вырастить второе поколение петербургских миллиардеров.