Жить стало веселее. Петербуржцы прекратили экономить на развлечениях

Автор фото: Михаил Спицын
Автор фото: Михаил Спицын

Петербуржцы готовы тратить на организацию семейного досуга 1830 рублей в месяц. Первое место по популярности занимает кино, растет интерес к музеям, театрам и образовательным мероприятиям.

Потребители адаптировались к кризису и снова стремятся разнообразить свой досуг, констатируют участники рынка развлечений.

Готовы тратить

"В 2014 году мы, конечно, очень резко ощутили спад посещаемости нашего музея, превалировали "сдержанные покупки" — люди перестали покупать сувениры. Сейчас это уже в прошлом, мы даже расширили ассортимент сувениров в несколько раз", — говорит Игорь Ковалевский, директор Музея советских игровых автоматов в Петербурге.
В Молодежном театре на Фонтанке считают, что экономический кризис стимулирует интерес к искусству — кризис неизменно связан с психологическими переживаниями, люди ищут поддержку, гармонию, положительные эмоции и находят их в театре.
"Яркие музыкальные и танцевальные мероприятия — концерты, мюзиклы очень востребованы. Как ни странно, спросом пользуются именно дорогие мероприятия", — говорит Эля Полякова, организатор проекта Escabo.lab. Отчасти это связано с тем, что для кого–то высокая цена — это гарантия хорошего качества, объясняет она.
На развлечения петербуржцы готовы тратить больше остальных россиян. Если расходы российских семей на организацию досуга в среднем составляют не более 1570 рублей в месяц, то в Петербурге — 1830 рублей, следует из регулярного исследования "РосИндекс" компании Ipsos Comcon за первое полугодие 2017 года. В регионах только каждая третья российская семья выделяет деньги на кино, театры, концерты, музеи и прочее, а в Петербурге на развлечения готовы тратиться 45% семей. Вероятно, этому способствует обилие в городе мест, где можно культурно отдохнуть, а также сдержанная ценовая политика музеев и театров. Большинство опрошенных "ДП" музеев или не повышали цены за последнее время, или повышали незначительно.
Музей "Эрарта" вообще ввел систему годового абонемента, цена которого чуть ниже, чем стоимость двух входных билетов. Это сделано, чтобы посетители возвращались в музей, в результате более 72% посетивших музей петербуржцев приобрели годовой абонемент, поясняют в музее. "Предложение за небольшую сумму неограниченно посещать музей в течение года цепляет, особенно в кризис", — говорят в "Эрарте".
В музее "Росфото" отмечают, что растут продажи музейного магазина: потребители стали больше тратить на книги, потому что некоторые издания невозможно найти в другом месте или Интернете.

В музеях тепло и интересно

По данным исследования "Событийная карта Санкт–Петербурга", которое провели урбанисты конструкторского бюро "Стрелка", самый популярный вид досуга у детей и подростков — музеи и выставки. "В музеях посетителей привлекает возможность "всепогодной" прогулки в свободном режиме, дополнительная образовательная программа", — комментируют в КБ "Стрелка".
О популярности музеев, театров и галерей говорят и специалисты Ipsos Comcon — по данным исследования "РосИндекс", в первом полугодии такие культурные учреждения посетили 18% жителей российских регионов. Среди петербуржцев таких оказалось в 2 раза больше — 32%.
Годовой объем петербургского рынка досуговых услуг, по оценкам экспертов, составляет 19–25 млрд рублей.
В Музее политической истории России отмечают стабильный рост посещаемости в последние годы. "В 2017 году это, вероятно, связано с интересом к столетию революции 1917 года", — полагает Мария Ларионова, завсектором связей с общественностью Музея политической истории России. Стабильным спросом пользуются детские программы, праздники, интерактивные занятия, говорит она.
В музее "Эрарта" по итогам первого полугодия зафиксировали рост посещаемости на 30% по сравнению с прошлым годом. Как ожидается, по итогам года музей примет более 310 тыс. посетителей не в последнюю очередь благодаря популярной выставке об истории дизайна Lamborghini. Основные посетители — петербуржцы, хотя много гостей из Москвы, отмечают в "Эрарте".
Похожая ситуация в Музее советских игровых автоматов — рост количества гостей здесь составляет 10%, а иностранцев — 30%, летом доля жителей города в числе посетителей составляет 70%, приводит данные Игорь Ковалевский. Причиной роста посещаемости он считает не только популярность музея, но и проведение международных массовых спортивных мероприятий, которые принимает Петербург.
Поток посетителей музея "Росфото" неизменно растет, музей пользуется наибольшей популярностью среди петербуржцев, их около 70%, еще 15% — это зарубежные туристы.

Театры стали модными

Как следует из исследования "РосИндекс", театры остаются не самым массовым видом досуга — больше половины опрошенных петербуржцев ходят в театр 1–2 раза в полгода, еще 24% — 3–4 раза в полгода. Посещаемость Молодежного театра в первом полугодии 2017 года составила 91,2%, это один из самых высоких показателей в городе, говорят в пресс–службе театра. По данным опроса Молодежного театра на Фонтанке, главным критерием при выборе спектакля их зрители назвали приверженность бренду, а также творчество определенных артистов.
"Посещение театров входит в моду, особенно среди обеспеченных людей", — констатирует Эля Полякова. По ее словам, сложнее привлечь внимание зрителей к немассовому искусству. Так, некоммерческий проект Escabo.lab — спектакль Contemporary dance — в большей степени просветительский проект. "Современный танец мало понятен обывателю. Молодежь постепенно вовлекается, хотя процесс очень медленный", — признает Эля Полякова.
Популярность образовательных программ растет, считают участники рынка. "С момента открытия в Музее советских игровых автоматов проходят различные мероприятия: от лекций и концертов до аукционов, посещение этих событий в большинстве случаев бесплатное, — говорит Игорь Ковалевский. — Такая политика позволяет музею всегда быть актуальным".
Петербуржцы стараются все чаще проводить досуг вне дома, изучать новые сферы жизни, становиться экспертами — этот процесс активно идет последнее десятилетие. На этом строится базис наших проектов "О, да! Еда!", "Бокал и Рюмка", Aurora Fashion Week и др. В 2014–2015 годах наблюдался небольшой спад, но сейчас ситуация восстанавливается. Проекту "О, да! Еда!" уже 5 лет, и все эти 5 лет мы растем, связываем это с ростом узнаваемости бренда. Последние 2 года мы не повышали цены ни для участников, ни для посетителей, спросом на мероприятия мы довольны.
Артем Балаев
совладелец компании "Аврора"
Кризис чувствовался в конце 2016 года, в начале 2017 года. Тогда наложился еще теракт, и продажи ухудшились, мы столкнулись с большим количеством возвратов билетов. Сейчас ситуация стабилизировалась. Посещаемость клуба зависит от исполнителя: чья–то популярность идет на спад, чья–то растет. Я бы не сказала, что слушатели экономят, те, кто хочет попасть на концерт, придут обязательно. Наши затраты выросли, но стоимость аренды мы, напротив, снизили. Хотим сейчас за счет этого увеличить количество мероприятий.
Альбина Агузарова
генеральный директор ООО "А2 клуб"